Бедуины ближе к добру чем горожане
Причина этого такова: когда душа обладает только первыми врожденными природными задатками, она готова воспринять хорошее или плохое - то, что ее достигает и в ней запечатлевается. Мухаммад, саллАллаху алейхи ва салям, сказал:
“Каждый ребенок рождается на фитре, но затем родители делают его иудеем, христианином или многобожником”
Сообразно тому, какое из [этих] двух качеств достигнет [души] прежде, она удаляется от другого и может приобрести его с большим трудом. Таким образом, хороший - так как у него первыми достигли души обычаи добра и добро становится его владением - отдаляется от зла, и путь ко злу становится ему труден. Так же обстоит дело с плохим, когда обычаи зла прежде становятся господствующими.
Так как жители города много заботятся о различных видах наслаждения, о роскоши и о том, как предать себя земному и отдаться со рвением своим страстям, их души загрязнены многими достойными порицания качествами и обильным злом, и далеки от них пути и тропы добра, соразмерно тому, как им выпало на долю все это.
В конце концов они утратили правила порядочности в их образе жизни. Мы находим, что многие из них употребляют непристойные выражения в их собраниях и перед их знатнейшими и их женщинами. Не удерживает их от этого власть порядочности, ибо плохие обычаи овладели ими, и они выставляют на вид мерзости словом и делом.
Бедуины же если и посвящают себя, как и эти, благам жизни, то только в размере жизненно необходимого, не для роскоши и не для какого-либо веселья или наслаждения. Их привычки соответствуют их образу жизни, и то, что выпадает им на долю из дурных качеств и порицаемых черт характера, много меньше, чем у горожан. Они ближе к первым врожденным природным задаткам и удаленнее от качеств зла, которые отпечатываются в душе благодаря многим порицаемым обычаям. Поэтому их легче исправить, чем горожан. Это очевидно. Позднее мы объясним, что городская культура является последней ступенью цивилизации и пунктом, где она переходит к гибели, конечным пунктом зла и удаления от добра. Таким образом, разъяснено, что бедуины ближе к добру, чем горожане”.
”Аллах любит богобоязненных”
(Мукаддима Ибн Хальдуна)
Комментарий Хаджа Исы Брайса:
Это соответствует нашим ощущениям и наблюдениям в ходе работы по утверждению проекта «Мадинат аз-Захра» в сельской местности Ква-Зулу в Южной Африке. За последние десятилетия после смены правительства с белого на черное, наблюдается устойчивый приток черных людей из сельских районов в большие города, что создает новые агломерации. Трущобы (townships) существуют так как белым требовались черные, которые бы выполняли грязную работу и при этом не жили бы непосредственно рядом. Однако это стало невозможным с появлением так называемой демократии и с отменой законодательства о перемещении и жилье. Таким образом, к различию между деревней и городом был добавлен шлюз или межпространство, состоящее из тех, кто приехал из деревни и пытается стать частью города. Их стыдливо называют «человеческие поселения» (human settlements), хотя на самом деле человеческий элемент устранен в пользу механического рабства, предлагаемого современным обществом. Такая среда изменяет людей, и они начинают действовать и думать так, как они никогда бы не стали делать этого там, откуда они пришли.
Люди приезжали в города, не имея ничего, кроме может быть имени родственника (или предполагаемого родственника), в ожидании того, что мир раскроется и примет их. Этого конечно же не случилось и вскоре отчаяние стало принуждать их к смене поведения, к преступности и унизительному порабощению. Возвратившись домой, они также жили в тяжелых условиях, но всегда кое-как справлялись, имея возможность отправиться в город, если есть нужда или стремление.
Вынужденная необходимость или же собственное стремление - это на самом деле очень важный вопрос, а исследования на тему мотивации для оставления сельской местности, были бы очень интересными. Мне кажется что в эти дни перевес будет на стороне желания людей жить в городах. В любом случае, со ссылкой на наблюдения Ибн Хальдуна, это указывает на социальное движение от того, что было полезным и связанным с наилучшими аспектами людской природы, в сторону желания несущественных и лишних вещей, производимых современной жизнью.
В сельской местности люди гораздо более полагаются на внутренние культурные практики и ассоциации, связывающие их вместе. Конечно такая связь может меняться по своей природе, создавая различные результаты в различных сообществах, так это может быть страх в одном сообществе и тирания в другом, но в целом это прагматичный и признанный этос.
Сельский этос ближе к тому, что Ибн Халдун определяет как «фитра», то есть он ближе к тому природному независимому состоянию, на котором основан человек, поклоняющийся через знание и понимание, человек согласно предназначению, заложенному в него Творцом. Это природное состояние было состоянием африканцев, до того как пришли алчные европейцы, ставшие хватать все что только можно, и обязательным элементом чего было разрушение традиционного образа жизни, через взимание налогов, сделавших необходимым зарабатывание наличных денег посредством наемной работы, а также через искажение убеждений, что привело к образованию, в котором не было ранее необходимости. Эти исказители были предтечами того, что сейчас нам известно как государство, тирания, навязывающая свои собственные взгляды всем и вся. Итак, у нас есть с одной стороны люди, живущие в соответствии с устоявшимися, признанными и согласованными практикой и этосом, и с другой стороны общество, навязываемое сверху, даже если оно выглядит как выбор людей.
Это «всасывание» рабочей силы из сельской местности продолжается с 19-го столетия по сей день, несмотря на то, что акцент сместился с поколения рабочих на поколение должников, в ущерб балансу между «Бедуином и Горожанином», но как мы знаем существует момент, когда маятник обязательно возвращается назад. Правительство считает, что введение в сельской местности элементов городской жизни, таких как сеть развлечений и социальных услуг, восполнит неравенство между городом и вельдом, но это ошибка и связана она с высокомерием горожан, считающих, что роскошь и праздность на самом деле являются всем смысл жизни. В действительности же остатки деревенской реальности это то что может спасти людей, и все дело именно в людях, не в государстве, которое нельзя спасти. До тех пор пока люди сражаются за сохранение государства это страдающие люди, и наоборот, спасение людей приговаривает государство к смерти. Это аксиома.
Возрождение сельского этоса и ценностей, прагматичных и основанных на взаимозависимости с верой в Божественное, связанных с новой социальной моделью, подтверждающей все достойное из предыдущей культуры, разъясняющих суеверия и искажения как контр-продуктивные, создадут возможное, и тем самым динамичное существование для людей, чтобы противостоять распаду человеческого существа. Я имею в виду Ислам. То о чем я говорю, это общественная гармония, которая создает армии мирской деятельности, устраняющие необходимость в государстве и его источнике - в неестественных и разрушительных финансовых операциях. Ислам это последний противник тех, кто хочет властвовать над кем-то другим, и чем больше на него нападают, тем больше пробуждается его обещание.
Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха.
Примечание darqawi:
Мукаддима Хадж Иса Брайс много лет занимается призывом народа зулу к Исламу. Нам он рассказывал об огромной разнице между зулусами, продолжающими жить в традиционным поселениях в сельской местности (rural area), и теми уже кто перебрался в город, в данном случае Дурбан. Честь, мужество, уважение к старшим, уважение к королю, гостеприимство - все это до сих пор сохраняется в сельской местности, хоть и не так как в былые времена. В городе, в тауншипах Дурбана, Йоханнесбурга и Претории, все уже совсем по другому. «Если в сельской местности старушка с тяжелыми сумками идет по улице, молодые люди бегут ей на помощь. В тауншипе такие же молодые люди выхватывают сумки из рук старушки и бегут менять их на алкоголь и наркотики».
Даават в трущобах не имел успеха. Даават в сельской местности имеет гораздо больше перспектив. Поэтому все последнее время хадж Иса занимается строительством на племенной земле зулусов имарата, комплекса, включающего в себя мечеть и рынок. Амаль мусульман станет основной формой призыва.
И безусловно мы нуждаемся в современном комментарии на Мукаддиму Ибн Хальдуна.