Шейх Абдуллах бин Байя о праздновании Мавлида

Feb 02, 2012 17:37





Вопрос о праздновании дня рождения Пророка, или Мавлид, является одним из тех вопросов, по которому ученые разошлись во мнениях.

Некоторые считают это порицаемым нововведением, некоторые даже назвали запрещенным (харам). Другие считают это похвальным нововведением.

Это расхождение восходит к разногласию относительно классификации нововведений (бид‘а). Некоторые ученые признают дозволенность таких нововведений, и это была, прежде всего, школа имама аль-Шафии, рахимахуЛлах, а главой этой мысли был Иззуддин бин Абдус-Салам. Кроме того, имам аль-Карафи, рахимахуЛлах, хотя он и был маликитом, тоже придерживался этого мнения, уделяя ему много внимания и разъяснив его исчерпывающим образом. По его мнению, нововедения могут быть желательными, если для этого есть доказательства, обязательными, если для этого есть доказательства, нежелательными, если для этого есть доказательства, и т. д. Таким образом, он разделил бид'а на пять категорий (ваджиб, мустахабб, мубах, макрух, харам).

Некоторые ученые не согласились с такой классификацией и настаивали на том, что любое нововведение, если оно появилось, порицаемо. Они понимали высказывание Умара, да будет доволен им Аллах, относительно молитвы таравих: «Что за прекрасное нововведение!», в языковом смысле. Этого мнения придерживался многие ученые, такие как Такиуддин ибн Теймия, аш-Шатыби в своей книге аль-И'тисам, а также многие маликитские и ханбалитские уляма (да будет доволен ими всеми Аллах).

Что до Мавлида, то некоторые ученые писали о его дозволенности, как имам ас-Суюти, рахимахуЛлах, в то время как другие говорили обратное. Поэтому, на мой взгляд, нет нужды ни продолжать обсуждение, ни разжигать споры об этом.

Заключение:

Тот кто желает отмечать Мавлид, должен делать это, рассказывая о событиях из жизни Пророка, саллаЛлаху алейхи ва салям, или перечисляя его великолепные достоинства, и не совершая при этом ничего из того, что порицается в Шариате, не считая, что это сунна или ваджиб, и лишь из любви к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Если он соблюдает эти условия, он не совершает вреда и получит награду. Об этом говорит Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, утверждая что человек получит награду за свое намерение. Он упоминает это в Иктида ас-Сират аль-Мустаким.

Что же касается тех, кто отстраняется от этого действия, пытаясь держаться за сунну и опасаясь совершить бид'а, они тоже будут награждены, иншаллах.

Это вопрос не настолько важен на самом деле, и нет нужды уделять ему внимания больше, чем он того заслуживает.

Манхадж:

Наше внимание должно быть направлено на то, что является полезным для мусульман, обуздывая любые расколы и способствуя облегчению. Это облегчение основано не на пустых предпосылках, а на Коране, Сунне и том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал нам о разрешении взаимных разногласий. Поэтому, если мы сталкиваемся с вопросом, разногласие в которому является действительным (хиляф му'табар), мы уважаем эту разницу во мнениях. И это уважение существует не из-за чрезмерного примиренчества, как говорят некоторые, и не из-за слабости. Оно основано на уважении к тем различным доказательствам из Священного Закона, которые с одной стороны не столь очевидны, а с другой стороны не могут быть полностью опровергнуты или отброшены, из-за чего одни ученые вынесли решение о дозволенности этого действия, а другие решили наоборот.

Поэтому мы говорим, что обе стороны находятся на благом, иншаЛлах, до тех пор, пока это действие (празднование Мавлида) не смешано ни с чем запрещенным, и намерение остается правильным.

А Аллах, Свят Он и Возвышен, знает лучше.

маликиты

Previous post Next post
Up