Для любого мусульманина, стремящегося к утверждению Дина Аллаха важно знать исламскую историю и изучать опыт различных поколений мусульман, утверждавших Дин в разных частях земли. Мы должны изучать опыт различных исторических сообществ, таких как Мурабитун и Османского девлета, чтобы понять как они утверждали Дин в своих странах после невежества и фитны и что послужило причиной их успеха.
Поскольку безусловным примером для нас является община Шейха Усмана Дан Фодио (Шеху), рахимахуллах, создавшая Халифат Сокото в Нигерии, будет полезным узнать о тех причинах, благодаря которым их сообщество добилось успеха.
Один из архитекторов халифата, ученейший вазир Усман Гидадо Дан Лаима, рахимахуллах, в своей книге Рауд аль-Джинан называет 5 причин успеха общины Шеху. Согласно вазиру Гидадо, это следующие причины:
1) “Первой причиной было то, что Аллах избрал для него хорошее поколение, чьи сердца были мягки, кто слушался его и подчинялся его приказам”. Что делал бы Шеху, не будь у него этих людей? Другими словами, Шеху нашел людей, готовых к его призыву, внимающих его учению и готовых следовать за ним.
2) Вазир Гидадо считал, что большое количество чтецов Корана, ученых и студентов знания, которые помогали ему во всех вопросах, было второй причиной. Шеху воспитал целое поколение алимов, от которых он зависел почти полностью. Алимы, факихи и аулия, как мужчины так и женщины, распространяли его послание, контактировали с массами, организовывали джихад, и в конце концов утверждали халифат. Та интеллектуальная работа, которая велась ими много лет, внесла значительный вклад в успех сообщества, именно потому что все движение имело прочный интеллектуальный фундамент.
3) Третьей причиной, согласно вазиру Гидадо, было то, что его призыв был очень последовательным: Шеху никогда не стремился перескочить через один этап на другой. Он терпеливо обучал людей основам имана и ахляка почти 30 лет, ничем не задевая правителей и не ища конфликта с ними. В течении этого периода, он ни разу не упомянул джихад ни в одной из своих публичных хутб, вместо этого он говорил об исправлении акыды и очищении сердца, об ибадате и муамаляте, и призывал людей в тарикат. Он порицал различные пороки и не-Исламские обычаи, но ни разу не упомянул прямо правителей, славившихся этими пороками и обычаями. Когда пришло время, он стал говорить о хиджре и джихаде. И когда пришла победа и халифат был утвержден, Шеху не стал призывать к джихаду на соседей, но стал говорить об утверждении Дина в Сокото, о том как применять Шариат на уже освобожденных землях.
Такая последовательность является естественной для пророков и для всех гениальных муджаддидов (обновителей веры). Шеху верил в крепость Ислама, и что никто не сможет защитить Ислам лучше, чем Аллах, никто не может даже надеятся, что сможет любить Ислам больше, чем Аллах, и что никогда время не будет против Ислама.
4) Четвертой причиной, согласно вазиру Гидадо, было то, что Шеху направлял свое послание прямо в массы - к женщинам, беднякам, рабам, ко всем непривелигированным и неимущим группам общества. Он жил как эти люди, узнавал об их трудностях, о чаяниях и надеждах людей, и полностью идентифицировал себя с ними.
Шеху всегда защищал бедняков от несправедливого социального порядка и тиранического правительства, он считал это своей обязанностью и поэтому восстановление правильного шариатского социально-экономического баланса, через собирание и распределение закята, стало одной из первых задач при утвеждении халифата. В одной из своих работ Шеху пишет, что сборщик закята (саи) это один из четырех столпов, на которые опирается имам (вместе с вазиром, кадием и мухтасибом).
5) Пятой причиной успеха было то, “что группа его помощников и тех, кто работал с ним и переселился с ним, была сплочена и послушна”. Более важным было то, что это группа существовало вообще. Что абсолютно очевидно из истории движения, это то, что Шеху не работал в одиночку: на самом деле он неохотно принимал решения в одиночку. Например, когда встал вопрос о выборе амира-ль-муминин , он оставил этот вопрос своим советникам. Во время джихада все военные вопросы рассматривал совет. Когда его советники стали правителями, Шеху предоставил им право следовать собственным инициативам, а сам сосредоточился на преподавании о воспитании. Движение было делом не одного человека, но целого сообщества, которое достигло многого благодаря консультациям и сплоченности.
Сын вазира Гидадо, вазир Абдуль-Кадыр, рахимахуллах, в своей книге Анис аль-Муфид добавляет еще одну причину. Он говорит, что члены сообщества предпочли ахират дунье, и поэтому были готовы оставить свои дома, имущество, семьи и все личные дела, чтобы совершить хиджру. Они избрали знание вместо невежества и каждый из них стремился учиться и действовать согласно знанию. Они предпочли покорность Аллаху вместо моральной деградации, и поэтому избегали всего что было бы против Шариата. Наконец, они предпочли измнение общества вместо разложения общества.
Джамаат работал как единое тело и имел ясные цели и задачи: они работали, чтобы достичь награды в Ахирате, постигали знания, чтобы жить ими, знали что их успех зависит от их связи с Аллахом, а не от благ этого мира, знали что учавствуют в процессе тадждида (обновления) и не могут допустить, чтобы что-либо исказило его. Такое спаянное подчинение одной цели и уникальное самоопределение помогло сплотить джамаат и дать ему силы для многолетней работы и для продолжительной борьбы в течении более 10 лет.
Таковы были причины успеха у тех, кому Аллах его даровал. И не в последнюю очередь причиной послужили личные качества Шейха Усмана Дан Фодио, рахимахуллах, о которых мы еще поговорим, иншаллах...