Очень часто, люди знакомые с высказываниями Имама Малика, рахимахуллах, о групповом зикре и групповом чтении Корана (тахаззабт), удивляются, почему современные маликиты (особенно в странах Магриба) практикуют то, к чему Имам их школы относился неодобрительно.
В хадисе из сборника Муслима передается: "Не соберутся люди вместе в одном из домов Аллаха . чтобы читать Книгу Аллаха и обучать друг друга ей, кроме как под покровом милости... ".
Слова "соберутся вместе", чтобы "читать Книгу Аллаха", являются достаточным доказательством для разрешенности этой практики, даже несмотря на то, что ее не было у саляфов.Имам Навави, рахимахуллах, в своем шархе на Сахих Муслима, говорит об этом хадисе: "И в этом есть доказательство достоинства собрания для чтения Корана в мечети. И это наше мнение и мнение абсолютного большинства. Но Малик назвал это макрухом".В соответствии с этим хадисом, большинство маликитов Марокко избрало для себя позицию, отличную от той, которой придерживался их Имам. Кто-бы не посетил эту страну, увидит, что практически в каждой мечети существует традиция коллективного чтения Корана после утренней и вечерней молитв (Субх и Магриб), а в некоторых местах и после полуденной молитвы (Аср).
Маликиты, строгие в приверженности стандартным взглядам маликитской школы, могут найти проблему в такой позиции. И некоторые из них, которые не вдаются в тщательные размышления над изменениями фикховых положений, а лишь вцепились в то, что нашли в книгах, обвиняют марокканских ученых в том, что они не истинные маликиты из-за этого, или из-за того, что те не молятся с руками, опущенными по бокам. Тем не менее, если мы примем в расчет то, что один из принципов маликитской школы это принцип аль-масалих аль-мурсаля (общественные интересы), состоящий в следующем правиле - правовой статус новшеств или редких мнений может изменится при сложившихся обстоятельствах, то марокканцы будут очищены от любых обвинений, поскольку в коллективном чтении Корана есть множество достоинств. И это достоинства, которыми удаляется определенный вред, являющийся следствием того, что Дома Аллаха (мечети) не используются по своему предназначению, для которого они созданы. Для примера:
1) Групповое чтение помогает закрепить и сохранить Коран в обществе, где многие люди редко находят время, чтобы пересмотреть то, что они запомнили много лет назад.
2) Так как чтение исполняется в риваяте Имама Варша от Нафи, групповое чтение является инструментом обучения людей некоторым основным правилам этого чтения , и помогает им научится читать мусхаф, записанный в соответствии с правилами этого риваята.
3) Групповое чтение в мечетях создает соответствующие мир и спокойствие, которые должны быть в мечетях, и прекращает многочисленные разговоры о мирских вопросах, которые должны быть прекращены в мечети.
Кроме того, эта традиция существует в Марокко и в некоторых соседних странах, уже продолжительное время и никто из значительных маликитских ученых этой страны не высказал осуждения этому. Если мы возьмем все это в расчет, то можем с полным правом сказать, что маликитские ученые Марокко, которые ввели и поддерживают эту практику, сделали это полнпстью в рамках маликитского мазхаба. А Аллах знает лучше.
Вопрос о групповом зикре был также задан на форуме хаджи Аиши Бьюли:
Известно, что Имам Малик, рахимахуллах, не одобрял групповой зикр и считал нововведением. Почему же многие современные маликиты практикуют его?
Хадж Абдуссамад Кларк ответил:
На этот вопрос частично ответили ранее имам Ясин и шейх Али.
Имам Ясин Даттон сказал:
"Существует дальнейшее расширение амаля, которое хорошо известно маликитским ученым, и вопрос в том, что может быть названо "местным" амалем. Так, в позднее время была создана большая работа, называющаяся "аль-Амаль аль-Фаси", то есть амаль Феса, который основывается на том факте, что определенные правовые решения и/или правовые процедуры, и т.д., могут стать нормой, даже несмотря на то, что "на бумаге" они могут выглядеть противоречащими ранним решениям, нормам и предпочтительным мнениям в мазхабе".
Сиди Али Лараки добавил:
"Некоторые примеры: дозволение иметь более одной мечети в городе, зикр после обязательной молитвы, коллективное чтение Корана вслух, невыплата закята для вакфов, и многие другие исключения, которые могут быть найдены в урджузах аль-Амаль аль-Фаси, аль-Амаль аль-Мутлак и Тухфату ль-Хикам Ибн Асима".
Итак, мы можем видеть, что в Фесе, который в то время был одной из столиц маликитского фикха, факихами были приняты новые решения, с учетом условий, относящихся к этому времени. Например, хорошо известно, что Сайидина Умар, да будет доволен им Аллах, всерьез размышлял над тем, чтобы записывать Сунну, и все сподвижники соглашались с тем, что это было бы хорошее дело. Тем не менее, имея некие сомнения, он делал истихара и дуа на протяжении месяца, и затем пришел к выводу, что существует опасность смешения записей Сунны, записей сделанных людьми, с записями Корана, и тогда мусульман могла бы постичь таже участь, что и христиан и евреев, потому что их книги содержат оба элемента - откровения, переданные их пророками, и различные человеческие и исторические предания разного качества. И все же, позднее в том же столетии, Умар ибн Абдуль-Азиз, да будет Аллах милостив к нему, приказал людям знания записывать Сунну. Вероятно, его соображения были теми же, что и у Саййидуна Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими, когда они начали собирать Коран, поскольку если бы они этого не сделали, он мог быть утерян. Итак, вы можете видеть, что разные времена могут призывать к разным решениям, даже если некоторые из них могут внешне казаться противоречащими более ранним решениям. А Аллах знает лучше.
Ас-саламу алайкум
Абдуссамад