Черный квадрат

Dec 11, 2010 01:01

"Величайшей работой Малевича является картина называемая "Черный квадрат". Это квадрат, полностью окрашенный в черный цвет, с белой каймой. Он назвал его своим "абсолютным символом современности", современности, которая, как он надеялся, будет чистой и духовной, в отличие от 19-го века, застывшего в декадансе и западном материализме.




Он выбрал образ черного квадрата, потому что это тотальная инверсия западной традиции записи разнообразия проявленного мира. Он напишет позже, что, когда он писал картину, он чувствовал "черные ночи внутри" и "робость граничащую со страхом", но когда он приблизился к завершению, он испытал "блаженное ощущение погружения в пустыню, где ничто не является реальным, лишь чистое ощущение, и ощущение стало содержанием моей жизни".

Что же это может означать? Современный британский писатель Брюс Чатвин, который хорошо знал Ислам, прокомментировал это следующим образом:
"Это язык не хорошего марксиста, а Мейстера Экхарта - или, если на то пошло, Мухаммеда. Черный квадрат Малевича, его "абсолютный символ современности", равносилен изображению черной драпированной Каабы в Мекке, святыни в безплодной долине, где все люди равны перед Богом ".

Здесь у нас есть ключ к пониманию достигнутого Малевичем. В этой картине, которая для мусульман должна быть наиболее значительным произведением искусства 20 века, культурные русские, наконец, прорвались сквозь панцирь затвердевшей реальности, и интуитивно почувствовали природу истины. Простота есть красота. И глубина, вселяющая страх, подлинные, а не сентиментальные эмоции.

Малевич, в момент культурных потрясений, и интенсивной, пылающей реализации, наткнулся на принцип чистой красоты. Только Истина реальна, проявление и ее разнообразие являются химерой. Граница между этими двумя прошла подобно бритве: Куль джа’ аль-Хакк ва захака’ль-батыль, инна’ль-батыля кана захука. "Скажи: Пришла Истина, и исчезла ложь, поистине ложь исчезающа". Это был aйят, сошедший с уст Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в конце концов, когда он обходил вокруг Каабы, указывая палкой на каждого из 360 идолов, после чего они, в свою очередь, падали в пыль."

(Шейх Абдуль-Хаким Мурад, The Sunna as Primordiality)

Абдул Хаким Мурад

Previous post Next post
Up