22 июня 2010
В современном арабском языке, слово «фулус», первоначально использовавшееся для разменной мелочи, означает непосредственно сами деньги. Оно тесно связано со словом, означающим «банкрот», муфлис, что означает либо того, кто обладает лишь небольшим количеством мелочи (фулус), но не золотом или серебром, либо, в самом крайнем случае, не имеет даже этой мелочи. Таким образом, понимание "муфлиса" как того, кто владеет только фулусом, в наше время будет означать всякого, кто владеет только так называемыми "деньгами". Т.е. получается, что если у Вас имеются только "деньги", то Вы - банкрот, Вы финансово несостоятельны.
Во многом, непонимание современными мусульманами сущности денег, проистекает из того факта, что когда европейцы имели дело с мусульманами, в течение долгих столетий конфронтации, торговли и империализма, они вводили свои собственные бумажные деньги с ложной предпосылкой, что это просто фулус. Запутанная история европейских денег, их заражение ростовщичеством, долгий переход от квитанции на золото или серебро, отданной на хранение ювелиру, к экономической единице, придуманной из ничего богатыми частными банками, которые затем взимают проценты за их пользование, вероятно, слишком длинная для этого эссе, и к тому же достаточно известная, чтобы ее здесь приводить. Достаточно сказать, что современные деньги включают в себя достаточно ростовщичества, чтобы из-за них Умма пошла ко дну(что, в конце концов, и произошло), и что эти “деньги” ни в коем случае не следует путать с фулусом.
Теперь перейдём к ученикам Шейха д-ра Абдуль-Кадыра ас-Суфи, которые долго и упорно распространяли (сегодня уже лучше понимаемую) критику современных денег, что дало им заслуженное одобрение и признание среди немногих, но среди многих вызвало некоторые подозрения, а в некоторых кругах они стали очень непопулярными. Так было до нынешней глобальной финансовой катастрофы 2008-2010, благодаря которой, они показались наделенными даром предвидения и получили более широкое признание. Однако, теперь оказывается, что они вновь дают поводы для подозрений, призывая к выпуску Исламских бумажных денег и называя их фулусом, который подавляющим большинством мусульман продолжает пониматься как деньги. "Субханаллах! Разве не они были против бумажных денег, и не они ли публиковали фатвы против них, объявив их харамом?" .
Поэтому, учитывая исключительную важность того, что поставлено на карту, необходимо как можно лучше прояснить этот момент.
Мусульмане со времен Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет Аллах доволен ими всеми, в основном использовали три вещи в качестве валюты: золотой динар, серебряный дирхам и фулус. Фулус изначально был мелкой медной монетой и стоил не больше, чем половина серебряного дирхама. Мы можем найти это в любой работе по фикху и истории, и это также подробно описано в замечательной Мавсу'ат уль-Фикхийя - "Энциклопедии фикха", что была издана в Кувейте в массивных 45-ти томах:
"Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сподвижники использовали римские динары и персидские дирхамы с изображениями их царей, и не было у них другой валюты, кроме фулуса".
Стоимость золотого динара и серебряного дирхама зависит от их веса и чистоты их драгоценных металлов. Стоимость фулуса, напротив, зависит не от стоимости меди, а от цифр, отчеканенных на его сторонах. Фулус был просто талоном для небольших сделок, для которых даже маленькие серебряные монеты были бы слишком дорогими.
В этом вопросе нет никаких разногласий. В работах по фикху мазхабов он рассмотрен в мельчайших подробностях, включая вопрос - учитывается ли фулус для выплаты закята, и может ли им выплачиваться закят.
На презентации валюты, Шейх д-р Абдуль-Кадыр ас-Суфи сказал: "На встрече, которая была у меня с Шейхом Махмудом-эфенди из Турции, главой ордена Накшбанди, дай Аллах ему здоровье и долголетие, и защити его, Шейх Махмуд-эфенди сказал: "Это(т.е. динар и дирхам) является валютой мусульман, но у вас должен быть фулус, по двум причинам: с фулуса не выплачивается закят, потому что это не драгоценный металл, и - вдова должна быть способна купить свой хлеб, кусок хлеба, на необлагаемую налогом валюту, которая позволит ей во всех ее сделках соблюдать нормы дозволенного".
Таким образом, это жизненно важная часть мусульманской торговли, поскольку мусульманская культура очень естественно сосредотачивается вокруг потребностей бедных, вопреки капитализму, который угождает приоритетам олигархической банковской плутократии, с лицемерным утверждением, что богатство будет ‘просачиваться вниз’, и в конечном счете достигнет бедных, что очевидно не происходит. Капитализм бесстыдно обогащает очень немногих, а массовое население приводит к нищете и долговому рабству. Фулус представляет собой валюту, которая применяется всеми слоями общества в бесчисленных сделках, связанных с малыми ежедневными расчётами, но безусловно, в основном он является валютой бедных слоев населения, и в соответствии с Шариатом, в большинстве случаев фулус не учитывается при расчёте для закята.
Сегодня, критики современных денег выступают против того, чтобы за частными банками, что скрываются за такими названиями, как Федеральная резервная система, сохранялось особое назначение, заключающееся в статусе государственных учреждений, обладающих властью создавать из ничего новые кредиты. Эти критики настаивают на том, что подобное право принадлежит только государству. Это является эхом раннего, намного более фундаментального права суверена чеканить валюту в соответствии с принятой чистотой драгоценных металлов, принятыми весом и размерами, с тиснением своего имени на монетах, а иногда и с изображением портрета, в качестве подтверждения этого процесса и признания своей ответственности в этом отношении. Это имело место на востоке и на западе, в христианских землях и на землях Ислама.
Эти монетаристские реформаторы, тем не менее, находясь в восторге от власти создания кредитов и порожденного ею кредитно-потребительского общества, не хотят отмена этой власти создавать деньги указом; они хотят чтобы она находилась в руках государства. Они не понимают, что последствия этой власти разрушительны, вне зависимости от того, в чьих руках она находится. Тем не менее, они правы в том, что правящая власть ответственна за выпуск валюты, и это должна быть ответственность за подлинность её фактической стоимости, а не лицензия на ее создание по своему усмотрению из воздуха.
Что же насчет фулуса? Ведь здесь у нас есть нечто, что не обладает какой-либо ценностью, а скорее что-то, чья ценность определяется цифрами, что отчеканенны или напечатаны на поверхности. Как мы уже говорили, его выпуск принадлежит правительству и никому другому. Его ценность, однако, весьма ограничена, это разменная мелочь, и поэтому его влияние на экономику, при нормальном ходе вещей, должно быть минимальным. Нам следует учесть тот факт, что в разные времена чрезмерный выпуск фулуса мусульманскими правителями приводил к хаосу.
Некая путаница возникла в связи с тем, что традиционно фулус чеканился как медные монеты, а недавно фулус был напечатан в бумажном виде; не должны ли мы следовать традиционной модели? Не так давно в Норвиче, нам выпала честь слушать замечательный доклад д-ра Мухаммада Ганема на тему "Исламская концепция денег", что также является названием его кандидатской диссертации. Помимо его утверждения, бескомпромиссного в своей прямоте, что современная бумажная валюта составляет самую суть ростовщичества, он также очень ясно дал понять, что поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сподвижники использовали золотые динары и серебряные дирхамы как платежное средство, невообразимо, чтобы какой-либо мусульманский правитель когда-нибудь препятстовал использования золота и серебра в качестве валюты (хотя все так называемые "исламские" политики, на самом деле, запрещают их использование), хотя это и не означает, что мы обязаны использовать только золото и серебро, и никакую другую валюту.
Тот же принцип применим и к фулусу; факт его исторического использования в виде медных монет, не исключает его выпуска в бумажном виде. Это конкретное применение общего принципа, гласящего: если что-либо не было сделано во время салафов, это не значит, что это не яляется разрешённым, а если это было сделано в их время определенным способом, это не означает, то все другие способы становятся запрещенными. Для того, чтобы читать что-либо запрещённым, необходим конкретный запрет.
Итак, нет никаких оснований для того, чтобы фулус не был напечатан на бумаге, и есть очень веские причины, для того чтобы сегодня он был таковым, учитывая общее признание бумажных денег глобальным населением. Интересно отметить, что в то время, как в ростовщической финансовой системе, доминирующей в настоящее время, отчеканенные монеты служат разменной мелочью, а бумага предназначена для крупных деноминаций, в то время как в Исламской модели, напротив, золотой динар и серебряный дирхам представляют из себя крупные деноминации, а бумажные деньги являются разменной мелочью. И это не случайно, поскольку глобальная ростовщическая финансовая система основана на валюте, являющейся во всех смыслах долгом, который переходит из рук в руки, и который, более того, растет в геометрической прогрессии совершенно безостановочным образом.
В наше дни, предположение, что человек является муфлисом или банкротом, имея всего лишь "деньги", а не золото или серебро, стало очевидным для гораздо большего числа людей, чем можно было надеяться даже десятилетие назад. Для мусульман настало время восстановить истинную валюту, золотой динар и серебряный дирхам, которые более тысячи лет не были подвержены инфляции, и жизненно важный фулус, разменную мелочь, которая используется для огромного количества ежедневных расчётов.