There are not many places to go once you've killed someone like John Lennon. (c)

Jul 10, 2008 21:22


Let me take you down, 'cause I'm going to Strawberry Fields.
Nothing is real and nothing to get hung about.
Strawberry Fields forever.
(c)

Если сейчас спросить у молодежи, кто такой Марк Дэвид Чапмен, то вам врядли кто-то ответит. В прочем, не всегда вам ответит и старшее поколение. А даже если и ответит, то скажет "Забудь навсегда это имя!"
Совсем как древние греки, которые так отчаянно хотели уничтожить любую память о Герострате, что заставили всех заучить его имя, что бы помнить, кого они должны забыть.

Марк Дэвид Чапмен родился в Форт-Уэрте, штат Техас, 10 мая 1955 года, а вырос в тихом пригороде Атланты, штат Джорджия. Был он совершенно обычным ребенком, по тому времени. Лет в четырнадцать на неделю сбежал из дома. в пятнадцать подался в посланники Господа, курил травку, но так в этом всем и не увяз. Сказав, что ему было знамение господне, он бросил это и стал помошником директора летнего лагеря Христианского союза молодежи. Спустя время, в 1975 году, Чапмен прослушал курс лекций в колледже и уехал в Бейрут, по заданию союза. И дальше, дальше... Чапмен объехал практически весь мир, встретил девушку своей мечты, но.
Не сложилось.
Впадающий в уныние Чапмен в 1977 году попытался свести счеты с жизнью. Приехав на Гавайи он взял на прокат машину и купил шланг, один из концов которого прикрепил к выхлопной трубе, а второй втянул в салон. Он провел в машине 15 минут, но так и не умер - горячий газ прожег в шланге дыру. Чапмен разозлился, но ничего не смог поделать.
В 1979 году он женился, на японке американского происхождения - Глории Абе. И кто знает, может быть из-за того, что у них были такие напряженные отношения Глория не заметила надвигающиеся события? Может быть обрати она внимание, и через полтора года не случилось бы того, что случилось?
Хотя врядли. Ей мало удавалось на него влиять и все ее старания были тщетны.
8-го декабря 1980 года, к Нью-Йоркскому отелю "Дакота" подъехал белый лимузин. Оттуда вышел человек в круглых очках. Он успел пройти ворота, прежде чем его окликнул Марк Чапмен.
Чапмен выпустил в этого человека пять пуль - первая же пробила грудную клетку и левое легкое.
-Ты хоть понимаешь, что ты наделал? - крикнул швейцар.
-Да, - спокойно ответил Чапмен и достал из кармана книгу. - Я убил Джона Леннона.

Собственно, о чем это я? Ах да. Я забыла.
Когда Чапмену было девять лет, в Америку впервые приехала группа Битлз. Тогда множество американцев от мала, до велика подхватили всеобщую лихорадку - битломанию. И Чапмен был не исключением. Джон Леннон был его героем, кумиром, он его боготворил. А в пятнадцать лет Чапмен впервые "напугал" окружающих своим безумием, возомнив себя Джоном Ленноном.
В 1974 году Марк Чапмен впервые читает книгу Дж.Д. Сэлинджера - "Над пропастью во ржи". Ни на кого из подростков эта книга не повлияла так, как на него. Гимн подростков, лишенных розовых очков задел Чапмена сильнее, чем всех остальных. Никто из них не видел то, что видел он в этой книге. Никто так не искажал ее смысл, как Чапмен. Она изменила его жизнь.

Воссоздать жизнь Чапмена, даже маленький фрагментик - не такая уж легкая задача. Сложно с ходу понять, безумен ли он, что с ним происходит, как он видит мир.
С виду он совершенно нормален. Обычный парень, счастливый семьянин. И что же двигало им, когда он решил убить Джона Леннона? Голоса в голове?
"Do it! Do it! DO IT!"
А Дж.П.Шефер и его съемочная команда - мастерски снявший все оператор, потрясюащий гример и блестящая актерская группа - они рискнули. И сняли его - фильм, который получил название "27 глава". Та глава, что отсутствует у Селинджера.
Снять фильм о Чапмене еще сложнее, чем написать о нем пару слов. Как воссоздать его характер? Как показать его таким же человеком, как и все мы? Заблудившимся, сумасшедшим, травмированным, а не просто злодеем? Не просто человеком, который убил Джона Леннона?
Я не знаю, с какими мыслями Шефер писал сценарий и режиссировал этот фильм. Не знаю, с какими мыслями он монтировал его. Я знаю одно - на выходе у него получился фильм из разряда "мастси".
Я даже не знаю, с чего начать рассказывать об этом фильме.
Можно рассказать про атмфосферу. Что пока смотришь его, внутри все сжимается - не от ужаса, а от ощущения отчаяния и разочарования. Что пока смотришь его, будто балансируешь на грани, как канатоходец. Боишься вздохнуть не так.
Можно затронуть текст - монологи и диалоги, один сильнее другого. Цепочка, где все звенья такие крепкие, что ее нельзя порвать. Идеальные мелочи, составляющие из себя такое идеальное единое целое. Ясную картинку.
Можно вспомнить совершенно потрясающий войсовер - интонации и голос словно проникают под кожу, трогают до глубины души. Хотя бы ради него, ради войсовера стоит смотреть этот фильм без перевода. Он трогает даже заглушенный озвучкой, а уж про то, как он звучит в оригинале и говорить страшно.
Актерская игра - как прочувствована роль Чапмена, как блестяще сыграна. Вот он перед тобой - Марк Чапмен, как живой. Его переживания, его метания будто встают перед глазами. Характер, привычки, голос - все это задевает, все это заставляет поверить в происходящее. Будто ты рядом. Будто ты перенесся в прошлое и видишь все своими глазами. И снова, снова мы возвращаемся к войсоверу. Что может быть великолепнее?
Сценарий и режессура - тонкие ниточки, тонкая паутинка составившая эту картинку. Не события, но раскурочивание души Чапмена. Нам показывают всю его подноготную в самых точных и мелких подробностях.
Крепкий скелет, на котором держится все остальное. Прочувствованный и живой Марк Чапмен. Не просто убийца, а человек. Человек, до последнего желавший сделать что-нибудь, что бы остановиться. Кто знает, останься там кто-нибудь, быть может все было бы иначе?
Он показан другим - не просто Геростратом нового времени, он показан щемяще одиноким человеком, по-своему идеалистом, разочаровавшимся в мире. Джон Леннон оказался не тем, кем он видел его. Не тем, кем он его считал. Это терзало Чапмена и это же его толкнуло на убийство.
Это фильм не просто о человеке, который уничтожил легенду. Убил человека, которому поклонялась планета земля.
Это история человека из последних сил борющегося со своим безумием. Пытающегося остановить самого себя и свое безумие, но оказавшегося слишком слабым. Марк Чапмен - был слабым маленьким человеком, разочаровавшемся в своем Боге.
Марк Чапмен не мог найти себя. Называя себя чужими именами и постоянно пытаясь жить чужой жизнью, переосмысляя для себя "Над пропастью во ржи", он все глубже и глубже погружался в пучину.

Много слов можно сказать о Марке Чапмене. Но придет время, и его имя забудут совсем. Его имя и сейчас-то помнят лишь немногие. А те, кто помнят - помнят лишь как убийцу Леннона. Может быть, оно и правильно - не вникать в историю, предшествовавшую этим пяти выстрелам.
Но это все равно, что закрывать глаза на происходящее вокруг.
Да и кто знает, может через десятки десятков лет и сами битлы превратятся в смутные воспоминания? И звезда Джона Леннона погаснет, пусть и позже, чем его жизнь, оборванная выстрелами Чапмена?
Кто знает. Сейчас далеко не все помнят и знают как звучали битлы. И помнят лишь что они были.

Этот фильм может сильно не понравится битломанам. Это оправдание Марка Чапмена, это его история. История, где он, даже будучи убийцей, все равно жертва.
Это фильм, который нужно смотреть. Если не ради истории, то ради него самого. Четкая картинка. Как лезвием по коже.

PS: На русской википедии написано, что Чапмен собирался убить Боуи, если не убьет Леннона.
Хочу посмотреть на автора статьи. Он дурак, или привторяется?

review, movie

Previous post Next post
Up