Собственно, свершилось. В прошедшие выходные я съездил на Волгодонскую АЭС. В первую очередь хочу сказать мерси организаторам поездки:
promtur, агентству "Редкая марка" и персонально Джину Колесникову, а также
cka за приятную компанию. И совсем отдельное спасибо встречающей стороне - сотрудникам информационного центра ВоАЭС. Честно говоря, не ожидал столь теплого приема!
Теперь, собственно, ближе к делу ) Про то, что добираться до Волгодонска долго и неудобно скажу просто как о факте. В приятной компании 16 часов в автобусе уже не кажутся такими страшными, особенно, если они уже позади. Жить можно. Одно "но" - из-за автобуса у нас было крайне ограничено время.
Узнать о Волгодонской АЭС можно тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D0%AD%D0%A1 и на официальном сайте, где, кстати, есть новость и про наше посещение ))
http://vnpp.rosenergoatom.ru/rus/press/news/article/?article-id=A39FF8B1-09BF-4220-964A-B0A5C5D0E926 И еще отличный пост о функционировании станции с картинками написал
xmms http://xmms.livejournal.com/168069.htm
По приезду в Волгодонск нас привезли в Информационный центр. Очень приятное здание с отличной экспозицией внутри. В залах выставлен макет тепло-выделяющей сборки(ТВС), много стендов, макетов. Все очень информативно и интересно. Полноценной лекции не получилось, что, думаю, и к лучшему. Это же не политинформация! Все проходило в формате живого общения с сотрудниками центра! Еще раз им спасибо!
Собственно, примерно так все и выглядит:
Макет реактора ВВЭР-1000, который эксплуатируется на данной АЭС:
Макет станции на момент постройки всех 4-х планируемых энергоблоков:
Увидев этот макет, предполагаю, что что-то похожее есть на каждой АЭС. Сравните с макетом на ЧАЭС.
Волгодонская:
Чернобыльская:
А вот тот самый массо-габаритный макет ТВС:
Не путайте ТВС(Тепло-Выделяющая Сборка) и ТВЭЛ (Тепло-Выделяющий Элемент). ТВС - это вся вот эта конструкция. Она состоит из каркаса, на котором закреплены 312 трубок из циркониевого сплава. Вот эти тонкие трубки и есть ТВЭЛы. На ТВС также предусмотрены направляющие для стержней защиты и управления (СУЗ). Всего в реактор ВВЭР-1000 устанавливается 163 таких сборки. А данная модель используется для разного рода испытаний реактора, как правило перед пуском. На ВоАЭС как раз сейчас полным ходом идет подготовка к физическому пуску 2 энергоблока.
Собственно, после краткой информации и прихождения в себя мы прослушали правила техники безопасности и выдвинулись на станцию. Помимо станции в Волгодонске находится еще и завод по производству реакторов Атоммаш, Энергомаш и другие наукоемкие производства. До станции 13,5 километров и через 15 минут мы уже высаживаемся для проверки паспортов на КПП.
Сделал одно фото и далее просили не снимать. Считается первым рубежом физической защиты станции.
Около станции построили свой киот. Не уверен, что понимаю, зачем ))
От него же открывается вид на станцию. Справа - уже готовый к пуску 2 блок
1 блок во всей красе
Маршрут на станции был интересный, хоть и включал далеко не все, что хотелось посмотреть. Сразу скажу, что на реактор попасть не удалось - вход туда открывается только в чрезвычайной ситуации либо при проведении планово-предупредительного ремонта. Раз в год реактор глушат, расхолаживают и проводят ремонт, перегрузку топлива. За раз меняется треть сборок, а раз в 4 года происходит их полная выгрузка и обследование корпуса реактора изнутри. Все остальное время реактор герметично закрыт. Так что мы посетили АБК, машинный зал и часть реакторного отделения в лице БЩУ. Мне кажется, что дай мне волю, мне бы и недели не хватило все посмотреть )
Аналогично Золотому коридору на ЧАЭС, на Волгодонской АЭС также можно попасть во все помещения станции не выходя на улицу. Переходы, коридоры, может, и под землей что-то есть.
Далее фотки через стекло, поэтому качество не очень.
Брызгальные бассейны
Газовое хозяйство, если правильно запомнил
Вид на машзал и трансформаторы.
Подошли ко входу в Машзал
Строгое предупреждение, что без каски никик
И мы попадаем собственно в машинный зал, где видим турбогенератор. Именно вот эта махина и вырабатывает электроэнергию.
Ближний ко входу торец турбины. Сюда подается пар от парогенераторов. Температура пара на входе около 300 градусов.
С другого торца находится генератор. По сравнению с турбиной он кажется небольшим.
Соединены они через такую вот муфту. с этой стороны пар в турбине уже охлажденный, до турбины можно запросто дотронуться - она чуть теплая.
Вблизи турбины
Так все выглядит с другого торца:
Внизу огромное пространство для ремонта и обслуживания в периоды ППР.
Весь зал опутан трубами. С красной маркировкой - пар, с зеленой - вода, а с голубой - воздух
Кстати, что касается радиации. Пар в турбину поступает нерадиоактивный. Это второй контур. Радиоактивный теплоноситель 1 контура(очищенная вода с возможными добавками) в парогенераторах нагревает воду второго контура, которая и превращается в пар. А уже этот пар в конденсаторах охлаждается водой из пруда-охладителя. Так что дозиметр предательски молчал.
Что интересно, вода в 1 контуре реактора не кипит, т.к. находится под давлением (16 МПа, если не ошибаюсь).
Фотка говеная, но фон виден:
По периметру находятся вот такие пожарные девайсы
Далее мы проследовали на БЩУ. Вход в реакторное отделения находится рядом со входом в машзал. Только вход контролируется дополнительными турникетами в рост человека. Они являются средством физзащиты, так что без фото.
После турникетов через толстенные двери мы проходим в реакторное отделение
Спускаемся по лестнице и заходим через шлюз на БЩУ.
В шлюзе висит зеркало с силуэтом. Вообще, агитации на станции много, но она не раздражает
Снимаем каски и попадаем в помещение БЩУ. Оно сильно отличается виденных мной ранее БЩУ. Во первых, оно начинается с коридора.
Пройдя по нему попадаем на сам щит управления. Непривычно отсутствие мнемотабло, как на стонциях с РБМК-1000
Все стены кругом в панелях, назначение которых за 2-3 отведенные минуты даже не понять, даже если спрашивать, а этого нам делать не советовали, незачем отвлекать людей.
Еще к вопросу о радиации. Персонал, в отличие от станций с РБМК работает в обыной одежде. Я поинтересовался, почему так. На что был дан ответ, что тк на станции 2 контура охлаждения реактора, то выбросов радиации нет и рабочие зоны не считаются грязными. На БЩУ фон был 6-7 мкР/ч, меньше, чем у меня дома.
На этом наша экскурсия подошла к концу и через улицу мы направились в сторону АБК. По пути еще пара фото.
На каждый блок предусмотрены 3 дизель-генератора, которые находятся в таком вот здании:
Кому куда?
Берегись поезда!
Последний взгляд на станцию и домой!
Надеюсь не утомил столь длинным постом с нехарактерно большим для меня количеством букв, но реально было интересно ) Спасибо за компанию всем участникам поездки, надеюсь, эта поездка была не последней!