(no subject)

Jan 27, 2020 09:16

Вся правда о Достоевском

Достоевский считается одним из самых значительных писателей-классиков мировой литературы XIX века…
Вот именно что считается. А писатель ли он?
Увы. Неприглядная действительность такова.
Для начала обратимся к исследованиям. Известнейший французский литературовед начала двадцать первого века Макс д`Арк в своём эпохальном труде «Пушкин и море» приводит поразительный в мозг факт:
«…Отправили Пушкина заново в ссылку, да только уже не на юга тёплые, а на суровый остров Сахалин. Дескать, охолони, Александр Сергеич, икорки красной покушай.
Пушкин-то, натурально, икоркой манкировать не стал. По тазику каждое утро наворачивал, да под графинчик казённой. А окромя того, на почве потребления казённой, сошёлся Пушкин дружески весьма с каторжанами местными, сахалинскими. В острог к ним, в гости, как к себе домой шлялся, слова интересные, для себя новые, в блокмот нагрудный записывал, да после и цельный роман создал. "Записки из мёртвого дома" называется. Одно только жаль, когда уезжал Александр Сергеич с Сахалина, накушался он преизрядно, и рукопись ту утерял где-то в неизвестности.
А уж потом, лет через несколько, рукопись ту Фёдор Михалыч нашёл. И за свою выдал, шельма.
Такие вот, значит, гишторические факты, любезные господа мои читатели.»

Достоевский с младых памперсов мечтает о литературной известности. Увы. Он даже не графоман. У него просто не прёт. Он целыми ночами мучительно тужится, пытаясь наваять хоть несколько страниц, но к утру имеет только пару-тройку корявых строчек. Кое-как за несколько лет набрав этих строчек на маленькую повесть, он начинает домогаться до всех возможных журнальных редакций, дескать, печатайте немедленно! Щаз-з-з. Достоевского либо игнорируют, либо посылают прямым текстом. Обиженный Достоевский вступает в кружок петрашевцев с целью устроить в России революцию, и под это дело заиметь себе портфель министра культуры. Уж тогда-то его произведения будут печатать массовыми тиражами! И в гимназиях изучать, да!
К счастью, государь анператор, Третье отделение и лично граф Бенкендорф стоят на страже качества русской литературы. Коварные замыслы Достоевского вовремя пресечены. Кружок петрашевцев повязан, допрошен, и получает по заслугам. Достоевскому впаивают восемь лет и отправляют чалиться на зону. На Сахалин.
Поскольку Достоевский сидит по политической, ему разрешается слегка нарушать острожный режим. Попросту, его иногда отпускают в трактир. Вот там-то, бухая в одиночку в тусклом, исполненном клопов номере, Достоевский обнаруживает под кроватью рукопись Пушкина. Он моментально трезвеет и осознаёт, какой раритет попался ему в руки. Достоевский тщательно перепрятывает рукопись в сухое чистое дупло расцветшего дуба-патриарха, и начинает писать покаянные письма в Петербург с просьбой об амнистии за хорошее поведение.
Достоевскому скидывают срок до четырёх лет. Оттоптав зону, Достоевский возвращается в Петербург. Под надзор полиции, понятно, но это его не волнует. Революционные идеи его тоже больше не колышат. Он тщательно переписывает «Записки из мёртвого дома» своим почерком и несёт рукопись в редакцию.
Успех, да. Несомненный успех (ну так Александр Сергеич у нас не за красивые глаза является нашим всём). О Достоевском заговорили, его приглашают в литературные салоны, намекают, мол, афтар, пеши ишшо, а то успех-то, он преходящ, а публика забывчива… На волне эйфории Достоевский клятвенно обещает песать ишшо, и даже берёт аванс под будущий роман.
Достоевский задумывает написать психологический детектив. За основу он хочет взять реальную историю одного убийцы, с которым познакомился в Сахалинском остроге. Этот самый убийца мочканул топором пару старушек не абы как, а из глубоко философских соображений. Идея хороша, но не забываем, что Достоевский толком не может выдавить из себя и пары абзацев. Он жутко мучается. Он хочет писать, он ощущает канву и грандиозный замысел задуманного романа, но…
Ну вот не дано.
Уныло ссутулившись, Достоевский бредёт сквозь петербургский туман, мучительно пытаясь ощутить хоть капельку вдохновения. В грошовом трактире, за кружкой дешёвого пива он начинает понимать, что его мечты о мировой известности висят на волоске. Вот тут-то и происходит судьбоносная встреча. Рядом с собой, возле трактирной стойки, Достоевский обнаруживает того самого сахалинского знакомого, некоего Родиона Раскольникова. Отчаявшийся Достоевский выплёскивает ему все свои жизненные сложности, на что внезапно слышит удивительное: «Слышь, брателло, да я тебе этот роман левой ногой напишу, а деньги пополам. Идёт?» Достоевский с радостью соглашается.
Боже ж ты мой! Из под-пера бывшего студента-убийцы, ныне раскаявшегося, выходит более чем годное произведение. Журналы вовсю печатают, критики пишут одобрительные статьи. Достоевский честно выплачивает Раскольникову половину полученного им гонорара, и окрылённый мечтаниями о мировой славе, хочет заключить с ним приватный договор о дальнейшем сотрудничестве. Вот тут Раскольников жёстко усмехается, показывает Достоевскому нотариально заверенный акт о своём авторстве и популярно объясняет: «понимаешь, Федюха, брателло, не обижайся, но теперь все гонорары идут мне. Я те напишу ещё, сколько захочешь, но делимся по-братски - тебе слава, мне деньги. У меня жена, урождённая Мармеладова, ну ты читал, за свою нищую молодость оторваться хочет. Так что без обид, ферштейн?». Деваться Достоевскому некуда, и он соглашается на эти условия.

P.S. Так что всё колоссальное литературное наследие Достоевского на самом деле принадлежит перу философствующего раскаявшегося убийцы Родиона Раскольникова. Все серьёзные литературоведы об этом знают, но молчат, не пытаясь восстановить справедливость. В конце концов, ну привыкло общественное мнение считать Достоевского великим писателем, ну чего ж тут против традиции-то идти?

P.P.S. Кстати, именно постоянным безденежьем объясняется пристрастие Достоевского к рулетке. Гонорары он вынужден был отдавать Раскольникову, а жить-то на что-то надо…

вся правда

Previous post Next post
Up