продолжая рассуждение о...

Nov 01, 2009 17:39

Откуда берется вера в колдовство?

Ню, раз уж вспомнил о ведьмах не плохо бы попытаться разобраться откуда все это берется… ;)

Магия и колдовство - понятия близкие, но, все-таки, означают не одно и тоже. Колдовство сугубо практично и намного ближе к народу, чем какая-то абстрактная и, слишком, сказочная магия. Колдовство всегда было рядом, а колдуны и ведьмы были вполне реальны и могли жить на другом конце села, если не ближе, и они могли «реально» насылать порчу, портить урожай, воровать молоко и так далее. И сейчас, несмотря на бурное развитие науки и техники люди продолжают верить в колдовство, мало найдется тех, кто убежден в том, что происходящие лично с ним события случайны. Пытаясь понять причины случившегося, человек редко довольствуется очевидным и ищет его тайные пружины. Даже самое обыденное событие, в котором, казалось бы, сложно увидеть мистику, взывает к осмыслению. Споткнулся человек о ступеньку, упал и разбил, например, нос… Возникает масса вопросов: почему именно я? Почему именно сейчас? К чему бы это? Способы осмысления могут быть самыми разными - это зависит от культурной традиции, и от индивидуальной фантазии: ребенок в отместку ударит обидевший его предмет, хиппи подумает об «астральном нападении», эмо - о злом роке, Аполлинария Матвеевна припомнит соседку - видать, сглазила, позавидовала новым туфлям, а новоиспеченный белый маг в N-дцатом поколении увидит насланную порчу и так далее.

Представление о том, что мистической причиной несчастья может быть обида или зависть соплеменника, характерна для всех человеческих сообществ, за исключением разве что пигмеев в тропических лесах Африки и некоторых других групп охотников-собирателей, ведущих такой же первобытный, полукочевой образ жизни - они живут слишком малыми группами, чтобы позволить себе внутригрупповую вражду и, естественно, подозрение в колдовстве. Их мифология гуманна - несчастья приписываются злым духам или душам предков. Как только возникает конфликт, пигмей может уйти из группы и присоединиться к другой. К тому же они периодически проводят специальные трансовые ритуалы «изгнания зла». По всей видимости, пигмеи подписались бы под афоризмом Сартара: «Ад - внутри нас». В более многочисленных, но все же небольших сообществах, где конкуренция, зависть и вражда не смягчены простой заботой о выживании и гуманной мифологией, колдовство и, в частности, зло персонифицирует член общины - не такой как все, слишком слабый или слишком сильный. Впрочем, здесь тоже есть ритуалы изгнания зла, но не из человека, а из социального тела общины - изгнание «козла отпущения», например. Это так называемое «базовое колдовство», в изобилии встречающееся в племенных обществах Азии и Африки. В его основе лежит психологический механизм переноса ответственности или вины на другого человека и проекции на него собственных враждебных чувств.

Когда нет государственных институтов власти, подобные представления и практики оказываются средством управления, и выполняют важные функции социального контроля, утверждения моральных ценностей, сплочения группы и наказания нарушителей. Думать и действовать в терминах колдовства - способ борьбы с невзгодами - обвинения кристаллизуют и тем самым ослабляют множество тревог и сомнений, а изгнание персонифицированного зла разрешает конфликт, утверждает границы и увеличивает внутреннюю сплоченность общины. С этой точки зрения колдовские представления - вполне рациональное стратегия решения проблем. С ее помощью можно объяснить несчастья иначе, чем случайностью или собственной ошибкой. Угроза же обвинений в колдовстве держит потенциальных возмутителей спокойствия под контролем, заставляет беречь репутацию, не говорить лишнего, не нарушать социальные нормы, по крайней мере явно и прилюдно. Страх колдовства даже играет полезную роль - заставляет быть осторожнее и внимательнее со стариками, нищими, соседями.

Такова, в общих чертах, суть антропологической теории веры в колдовство, зародившаяся в древнейшие времена, она, пусть и с изменениями, что естественно, дошла и до наших дней, и, вероятно, продолжит свой путь дальше, так как рационального объяснения некоторым процессам найти едва ли удастся. К тому же вера в колдовство или отрицание колдовства является очень чутким показателем здоровья социальной системы. В кризисные времена всегда появляются мощные всплески активности ведьм, колдунов и прочих, так и борьбы с ними, причем зачастую силовыми методами (как то «Охота на ведьм»), так как в стремительно разрастающемся социуме базовые методы изгнания зла перестают действовать.

Впрочем, эта теория не единственная, так как это явление рассматривается лишь с одной точки зрения…
А что вы думаете по этому поводу?

ps. Ню, осталось озвучить некоторые мысли по поводу реальности магии, только чуть позже… ;)

антропология, мифология, религия, чудеса в решете и без

Previous post Next post
Up