Истинно советское противостояние свободе слова.

Mar 28, 2011 22:01






О существовании данной статьи я знал давно, но сегодня наконец таки дошёл. Мы посетили нашу библиотеку (Омская государственная научная имени Пушкина), нашли там архив газеты "Вечерний Омск" за 1986 год, листали листали и вот оно! Классика советской дубовой "журналистики". Имена, фамилии изменены, но названия "Гражданская Оборона", "Запад" и "Посев" упоминаются (так же как и описание Летовской квартиры и их внешнего вида).

******
Больше всего в этих парнях поражает то, как они говорят о своём будущем. «No Future», - не без рисовки, на западный манер сказал один. - В будущем не вижу для себя ничего хорошего, хочу жить только сегодняшним днём». «Тот, кто думает о будущем, напрасно теряет время, он, глупец, не может как следует насладиться настоящим», - убеждённо изрёк другой.
Позвольте, но неужели у вас нет мечты?
В ответ на этот вопрос у каждого из друзей на лице появлялась многозначительная усмешка: мол, неужели не ясно: мечтают только ограниченные люди, «толпа», а они - неповторимые, они - личности.
«Успехи в труде, любовь, семья, дети - счастье мещан. Это примитивные цели», - ошарашивают доморощенные «мудрецы» в свои 20 лет с небольшим хвостиком.
У них в ходу много таких, рассчитанных на эффект, суждений. Подбросив «свежую» мысль, с интересом наблюдают за реакцией: ну как, оценена ли оригинальность? Но очень быстро в беседе обнаруживается истинная невысокая цена откровений - они звучат как заученные цитаты, как перепевы с чужого голоса.

Кумиры и ценители

Для того, чтобы представить обиталище одного из наших героев (фамилии по редакционным соображениям мы изменили - С.В.), понадобится всё ваше воображение, читатель. Попробуйте увидеть комнату обыкновенной квартиры, в которой вместо обоев стены сплошь оклеены фотографиями звёзд рок-музыки Запада и самодельными плакатами, рекламирующими музыкальные группы, подняв голову, вы познакомитесь с художественным творчеством и фантазией хозяина: на потолке пятна краски и стремительный разлёт линий, завершает композицию прикреплённый кленовый лист. Украшение жилища - своеобразная выставка снимков хозяина и его знакомых: с волосами много ниже плеч, с подбритыми висками и гребнем, в умопомрачительном гриме и т.д. Мир вещей выдаёт музыкальные и литературные пристрастия: инструменты, проигрыватель, пластинки, книги, листы с написанным и недописанным… Довершит картину такой штрих: если специально задаться целью создать беспорядок - всё равно у вас обстановка не будет такой живописной, «богемной», как здесь. Для этого нужно время - ну, чтоб этак месяца два каждый день сорить - и не подметать, не мыть пол, не разбирать бумаг, не прикасаться к вещам мокрой тряпкой.
Вот здесь, среди всего этого хаоса и необычайной пестроты живёт Олег Светов - владелец крупной коллекции западных дисков, «ходячая энциклопедия рок-музыки», как он сам себя не без гордости называет. Здесь родился и репетировал домашний ансамбль с претенциозным названием «Гражданская Оборона».
- Выбирая название, мы не стремились к какому бы то ни было смыслу, - провозглашает Олег. - Если нас спрашивали: «А почему у вас такое название?», мы уже были довольны: значит, сумели кого-то шокировать.
Впрочем, немного раньше название ансамбля более чётко выявляло его задачи: «Запад» - что означало ориентацию на закордонные музыкальные образцы. «Посев» - в знак одобрения злобного антисоветского издания.
До одури, до особой степени возбуждения они слушали принесённые с чёрного рынка пластинки - это нужно было для своеобразного «разогрева», чтобы возник азарт для создания своих песен. Менялись составы ансамбля - оставался признанный лидер - Олег, оставался очень удобный, оправдывающий бездарность сочинений и исполнения принцип: музыка не должна быть выше уровня слушателей. Это уж меня второй участник «Гражданской Обороны» Алексей Вагин просвещал: профессионализм, мол, мастерство - ерунда, музыку можно создавать, не зная нот…
Популярности, тем не менее, хотелось. Но чем же привлечь внимание? Тут опять сработала теория шока: пусть все, кто услышит, знают - мы не боимся употребить грязное словцо, циничный намёк. Тексты песен ансамбля, написанные Олегом, - это мешанина из бессмыслицы, похабщины и оскорбительных для советских людей нападок на реалии нашей жизни. Последнее нельзя ни оправдать, ни простить наивностью сочинителя. Одно дело, если автор пишет песню под названием «Кто ищет смысл» и в ней декларирует: «Мой разум оказался в тупике - он надоел, как день и ночь, и я его швырнул куда-то прочь…» или признаётся в своих сокровенных чувствах: «Я ненавижу женщин», «я ищу таких, как я, сумасшедших и смешных, сумасшедших и больных»… Это уж, как говорится, вольному воля, какой выбор сделать - жить по законам здравого смысла или прикидываться дурачком. Хотя к поэзии подобные тексты не имеют, конечно, ровно никакого отношения уже из-за того, что слишком много содержат вульгаризмов.
Что же касается второй части творчества, - то знакомство с ней вызывает уже не жалость к неумелым поэтам, не обычное осуждение позёрства, а возмущение. Они не постеснялись назвать одну из самых грязных песен «Я блюю на ваши дела», выразив этим своё отношение к окружающим. Другая содержит презрение к рабочим людям, порочит нашу систему выборов, в третьей, - сдобренной непечатными выражениями, утверждается, что вся наша молодёжь «поганая», но «всё равно становится всё больше панка».
Заперевшись в четырёх стенах, отгородившись от мира труда, забот и радостей, оглушая себя рок-ритмами, впитывая отравленную продукцию радиоголосов, совсем молодые люди Олег Светов, Алексей Вагин, Николай Рогачёв, Андрей Диденко музицировали, но их взгляды, действия уже выходили за рамки общения на почве музыки. И удивительно ли? На стене у Олега среди других - фотография группы «Кисс», откровенно фашиствующей, проповедующей жестокость, садизм. Олег говорит, что исповедует другие взгляды, что он - пацифист, но ведь зачем-то понадобилась ему реклама этой группы?
Во время нашей беседы - в течение нескольких часов - в комнате Олега непрерывно звучали произведения «новой волны». Когда кончалась одна пластинка, мой собеседник тут же ставил другую. По его словам, это помогает ему сосредоточиться. Представьте, что должно происходить в неокрепших молодых душах после целенаправленного, постоянного и массированного натиска той, с позволения сказать, культуры, которую проповедуют группы такого же толка, как одиозная «Кисс»! Тут музыка - обыкновенная ширма, за которой работают кукловоды - идеологи Запада, а наши советские парни позволяют испытывать на себе ухищрённые средства их пропагандистского воздействия.
Таким оказался путь от тесной, возникшей на толкучке компании поклонников музыкальных кумиров.

«Я» - как центр вселенной

Что же представляют из себя участники ансамбля и их окружение?
Особых жизненных достижений за ними, увы, не числится.
- Такие, как мы, придерживающиеся убеждений панков, выбирают профессии дворников, лифтёров, оформителей. Труд у станка, на стройке, стремление чего-то добится - это не для нас, - цинично рассуждает Олег Светов.
Так и есть: Олег и Алексей - оформители, Николай сейчас служит в армии, а до этого некоторое время нигде не работал, и только у Андрея более или менее ясная цель в жизни: он учится в политехническом институте, хочет стать инженером.
- Мы играем в маленьких, негордых людей, но на самом деле мы выше большинства, - философствует Олег.
- Мы не такие, как все, - вторит ему Алексей.
- Что же - лучше?
- Да. Оригенальнее, глубже.
В техническом училище Алексею было, по его словам, скучно и суетно, на заводе во время практики, когда овладевал престижной профессией радиорегулировщика, - трудно. Ещё раньше было тошно и неинтересно учиться в школе. Примерно так же формировалось отношение к труду у Олега. Дома у них - отдельные комнаты, как заметил Олег, «полный холодильник», и родители - «заурядные люди, не способные понять наших интересов», по всему видно, уже «воспитанные» великовозрастными сынками так, что их жизнь пропитана постоянной тревогой за них и боязнью обострить и без того натянутые отношения.
Эгоцентризм. В узком кружке они любили поговорить о свободе личности, о правах, но людей, обеспечивающих им безбедное, комфортное существование, презирали, предпочитали рассуждать об обязанностях общества перед ними, а не о том, что они, красивые, цветущие, должны людям.
С одной стороны, заинтересованы, чтобы таких, как они, было больше, с другой - понимают, что это был бы удар по их неповторимости. И в узком-то кругу Олег, например, тешит себя мыслью, что он на голову выше остальных - этакий вождь. Алексей пророчествует о сильных личностях, потворяя по сути то, что Достоевский вложил в уста своего Раскольникова. Каждый так или иначе «тянет одеяло на себя», и у всех вместе - непомерное самомнение.
Но на чём же оно основано? Олег слывёт эрудитом, интеллектуалом. Что же мешало парню получить образование, выбрать профессию, где пригодились бы хорошая память, природное красноречие? Но образование - это тоже труд, да ещё какой! А друзья давно привыкли повиноваться размагничивающей лени, эта привычка у них уже, что называется, « в крови». Эта лень и диктует принципы. «Я ненавижу систему в образовании», - заявляет Олег. Ещё бы он её любил, если поговоришь часок - и выясняется, что «крупнейший знаток музыки» не знаком даже приблизительно с львиной долей созданного человечеством в этой области. Такая же нахватанность в литературе, философии.
В разговоре он жонглирует модными именами, поражал воображение сверстников, а на поверку и литература, и философия для него - это сплошные белые пятна, неоткрытые острова. Авторитет среди таких же, как он, держится на снобизме, но не так трудно убедиться: а король-то голый! А пророк-то не оригинален! Для того, чтобы слыть незаурядным он где-то достал и переписал журнал «Грани», издаваемые антисоветской зарубежной организацией Народно-трудовой союз. Он считал, что эта тетрадка придаёт ему особый вес, и все свои мысли и суждения черпал из подобной грязной литературы. Повторяя вычитанное, кощунствовал: «Родина - это весь мир. Родина - там, где человеку хорошо»…
А чем постарался отличиться Вагин? Не обладающий умением щегольнуть интеллектом, он приобрёл на толкучке фашистский крест со свастикой и носил его с собой - «как музейную реликвию», чтобы показывать знакомым. Это была не единственная форма самоутверждения. Они хотели выделиться из среды окружающих и выделялись одеждой - стали носить кожаные куртки, как у «рокеров», слушать музыку «новой волны». Однажды, после дня рождения ещё одного товарища - Климова, - именинник, Вагин и Рогачёв в нетрезвомсостоянии вышли на улицу и, маршируя, прошли небольшой отрезок пути к остановке. Это казалось таким смелым поступком!
Не менее смелым и шикарным казалось Диденко прикрепить к оправе очков большую булавку - символ приверженности движению панков - и ходить с этим знаком и своеобразной стрижкой по институту, являться так даже на занятия военной кафедры.
На что же расчитывал ансамбль? На публичные выступления? Вряд ли. Трудно представить, что где-либо нашлась бы сцена для артистов такого толка. Но записывать и перезаписывать плёнки, пустить их в ход в расчёте на невзыскательный вкус, отправить гулять по дискотекам, городам и весям - это было заманчиво. Это казалось куда более яркой перспективой, чем путь в музыканты через учёбу, скромное служение искусству, самоотдачу.
Такой путь к славе у ансамбля не состоялся. Деятельность по распростронению измышлений о нашем обществе, как и публичная похабщина в музыкальной или иной оболочке не могут быть никому дозволены.
Но знакомство с кающимися сегодня музыкантами оставляет для размышления много вопросов. Как случилось, что среди нас выросли и безбедно устроились в жизни молодые люди, для которых ничего не свято? Не слишком ли снисходительны окружающие, допуская игру выросших детей в атрибутику, причёски, одежду панков - игру, не имеющую ничего общего с модой, эстетикой, потому что оборачивается полным порабощением личности, духовной нищетой, повторением цитат из передач, сфабрикованных антисоветчиками за рубежом. И ещё - неумением радоваться добру, хорошо сделанному делу, дружбе, любви.
Как, наверное, скудна и безыинтересна жизнь без мечты!

С. ВАСИЛЬЕВА.

Ну, что я могу сказать, Летов своё дело сделал замчеательно, сыграл эпатажного и заносчивого мальца, да и репортерша не подвела, показывая совковость и непримеримость с чужим мнением, которым даже darkhon позавидовал бы. Я ничего не скажу о текстах песен, но тот же упомянутый "зоопарк", стоит всех песен например Кобзона вместе взятых и умноженных втысячекратно. ИМХО, конечно, но всё же, я думаю, что да, у Егора не было мечты, у него были цели, желания, стремления. Собственно это и отличает творца от мечтателя, если второй только думает о том, как бы было хорошо что-то делать и как бы при этом жилось, то первый закатывает рукава и делает. Говорит непосредственно вещи, которые противны обществу, но зато он честен. И это видно, как распространилось влияние летова, конечно. Его всегда будут слушать как говнари, небылдо и неудавшиеся философы. Его будут называть говнарем или говном. Это неважно... важен лишь цвет травы...

взято из ru_grob

занимательно, Егор Летов, ссср

Previous post Next post
Up