Кто изобрёл еврейский народ - 03-10: Библия как аллегория

Jul 26, 2020 01:04

Продолжаем.

03-10: Библия как аллегория

…не утихает спор об авторстве библейских текстов. …хотя филология и археология и способствовали зна­чительному прогрессу в этой области, едва ли мы даже в отда­ленном будущем точно узнаем, когда написаны библейские кни­ги и кем были ее таинственные создатели. ...
Раскрыв, например, захватывающую книгу Исраэля Финкельштейна и Ашера Сильбермана «Раскопанная Библия», мы встречаем там довольно-таки современное «национальное» общество, верховный правитель которого, царь Иудеи, стремится объединить под своей властью собственный народ и беженцев из погибшего Израильского царства, «сочинив» для этого книгу Торы. Стремление присоединить к Иудее северные территории побудило его изобрести «ангажированную историю», призванную сплотить обе части новой «нации». Впрочем, эти два талантливых археолога, как и их последователи, не сумели отыскать ни единого внебиблейского свидетельства проведения культовой реформы монотеистического толка в VII веке до н. э. в маленьком государстве Иосии. Пока археологические находки не противоречат библейскому тексту, они охотно на него опираются, постоянно «заряжая» его современными политическими реалиями. В ходе чтения книги начинает казаться, что даже если в деревенских хижинах Иудеи и не было телевизоров и радиоприемников, то, по крайней мере, все ее жители были грамотны и с энтузиазмом ознакомились с содержанием распространенных среди них свежеотпечатанных томиков Торы.

В земледельческом обществе, где не существовало ни какой-либо системы образования, ни стандартного языка общения, а общественные коммуникации находились на очень низком уровне, грамотность была уделом единичных процентов от всего населения. … Зависимость правителя от воли народа также является современным феноменом, который археологи и библеисты, к сожалению, не обладающие социоисторической эрудицией, переносят на древние эпохи.

Из-за бурных событий VI века до н. э. (изгнания и «возвра­щения в Сион») иудейские интеллектуалы - бывшие придвор­ные летописцы, священнослужители и их потомки - получили относительную автономию, невозможную под властью требова­тельных династических правителей. Политический разгром и исчезновение жесткого контроля со стороны царского двора соз­дали для них уникальное поле деятельности. Так возникло новое литературное пространство, где наивысшие ценности имели не государственный, а сугубо религиозный характер. Только в со­вершенно особой политической ситуации можно было, к приме­ру, прославлять основателя царской династии (Давида) и одно­временно изображать его грешником и даже преступником, на­казанным божественной силой, превосходящей его собственную. В итоге свобода литературного творчества, чрезвычайно редкая в досовременных обществах, породила теологический шедевр.

W.: Т.е. и тут продвигается мысль "интеллектуалы создавали нацию целенаправленно". Однако -- из кого? Вопрос замалчивается.

Библию следует изучать как многослойную систему религиозно-философских рассуждений и теологических аллегорий, нередко включающих (обычно в назидательных целях) псевдоисторические описания и обращенных в основном к грядущим поколениям (угроза божественного возмездия также зачастую адресована в будущее).

Древние авторы и редакторы стремились создать сплоченную религиозную общину. … Их главной заботой было размежевание со своими соседями-язычниками; для этого они создали представление об «Израиле» как святом избранном народе, происходящем из других мест, в противопо­ложность «Ханаану» - местному антинароду водоносов и дрово­секов.

Просмотр фильма «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, описывающего революцию 1905 года, не слишком обогатит наши представле­ния о морском восстании, происшедшем на заре XX века, однако существенно прояснит идеологические установки большевист­ского режима в 1925 году (когда был поставлен фильм). Именно так следует относиться и к Библии. Ее повествование не является надежным и существенным источником сведений о пересказы­ваемом периоде; оно (по жанру) - впечатляющий теологиче­ский и дидактический дискурс и одновременно - возможное документальное свидетельство об эпохе, когда Библия была соз­дана. Иными словами, она стала бы для нас более достоверным историческим источником, если бы мы знали сколько-нибудь точно, когда написаны все ее части.

Как показано в этой главе, только во второй половине XIX века, с появлением еврейской протонациональной историо¬графии, Библии была отведена ключевая роль в драме создания современной еврейской нации.

Но прежде всего Библия служила «этническим» маркером, гарантирующим единое происхождение женщинам и мужчинам, совершенно несхожим по предыстории и светским культурным характеристикам, но все еще ненавидимым из-за религиозных верований, которых они уже почти не придерживаются. Она была основным инструментом, при помощи которого представление о древней «нации», существующей едва ли не с момента сотворения мира, внедрялось в историческое сознание людей, совершенно заблудившихся в лабиринтах быстро меняющейся, обжигающей современности. Несмотря на свой чудесно-сказочный характер, а возможно, и благодаря ему, Библии удалось обеспечить этим людям долгосрочное, почти неизменное чувство принадлежности, которого так недоставало изменчивому и давящему настоящему.
Таким образом, Библия превратилась в секулярное историческое сочинение, из которого дети узнают, кем были их «древние предки», а взрослые, взяв его с собой, гордо отправляются на колониальную войну.

W.: Уф-ф. И тут ничего по делу.
Точно ли были несхожи первые евреи, объединённые ветхозаветной мифоисторией? В те времена миграции населения были отнюдь не обычным делом.
Если именно Тора их объединила, то это всё равно, вероятно, были достаточно близкие племена, и тогда Тора послужила каталозатором, а не инициатором прогресса.
Ладно; судя по названиям, далее будет как раз про это.


Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp
https://www.youtube.com/WarraxBFP
https://www.youtube.com/DaimonBFP

мысли, социализм

Previous post Next post
Up