Оригинал взят у
sanches в
...И о нацгвардииДавненько, давненько не видал я столь массовой истерики, - происходящей, в массе своей, от банального невежества. Давайте разберемся.
Насчет права на применение оружия без предупреждения "при достаточных основаниях", - в т.ч. по отношению к женщинам и заведомо несовершеннолетним. Дорогие мои, для большинства из вас это будет новостью и величайшим открытием, но российское законодательство, как минимум, с 1995 г, когда был принят ЗоО, дает право применять оружие по отношению к женщинам и заведомо несовершеннолетним, если они вооружены либо нападают в составе группы, ЛЮБОМУ ГРАЖДАНИНУ РФ. Причем нападают не обязательно на применяющего оружие, - см. общую часть УК РФ про необходимую оборону, задержание преступников и крайнюю необходимость (ст. 37, 38 и 39). Если начать дотошно ковыряться в нормативной базе, выяснится, что подобное право всю дорогу было и у той же милиции/полиции, - только кодифицировалось оно весьма прихотливо, а сейчас вещи просто названы своими именами в явной форме. Еще раз повторюсь, - вы, - вот конкретно вы, обычный гражданин, - если увидите женщину в поясе шахида и с кнопкой в руке, - имеете полное законное право без предупреждения применять по ней оружие на поражение. Было бы несколько странно, если бы сотрудники полиции и нацгвардии (в ведение которой передается, в частности, борьба с терроризмом) такого права не имели бы.
Насчет права "входить в жилища граждан". Безусловно, надо внимательно изучить соответствующие положения закона на предмет их конституционности, - в конце концов, права обратиться в КС никто не отменял, - однако наше неграмотное общественное мнение весьма вольно трактует право на неприкосновенность жилища, - дескать, "без ордера низзя ни при каких обстоятельствах". На деле правом при определенной ситуации войти в чужое жилище без ордера и без согласия хозяев обладают довольно многие. Например, полицейские, услышавшие из окна крик о помощи. Или пожарные, тушащие очаг возгорания в квартире, в которой отсутствуют хозяева. Или СОБР, освобождающий удерживаемого в чужой квартире заложника. Даже если не прописывать это право отдельным пунктом, - оно вполне подпадает под ст.39 УК РФ, - только более витиевато.
Насчет передачи в ведение нацгвардии разрешительной системы, - дескать, "теперь, если какая стремная ситуация в стране, по домам владельцев оружия пройдут для изъятия стволов". Ха-ха. А что, - когда ОЛРР были в ведении МВД, - у них не было базы имен и адресов владельцев? И, "если что", и было бы принято решение об изъятии стволов у населения, - участковый (при необходимости, усиленный нарядом в брониках и с "окурками"), - не прошел бы точно так же по квартирам? Ну не смешите. Тут история явно про другое. Не забывайте, что разрешиловка занимается не только гражданским, но и служебным (не путать с боевым) оружием. А служебное оружие - это ЧОПы. Многие из которых сегодня являются, фактически, небольшими частными армиями. Причем владельцы у них бывают самые причудливые, - тот же Гудков, к примеру. В общем, товарищи владельцы, - расслабьтесь, - "Я не к тебе, а к твоей канарейке", как в том анекдоте.
В качестве побочного эффекта для владельцев могут даже и некоторые плюсы возникнуть, - в зависимости от кадрового состава на новом месте. Не секрет же, что главным хоплофобом в нашей стране в течение многих лет являлся тов. Веденов. Если разрешиловкой в новой структуре будут руководить другие люди, - возможны и серьезные позитивные эффекты.
Теперь на тему - зачем все это мутилось. Лично я вижу две причины, причем, как мне кажется, имеют место обе две.
Во-первых, ВВП является таким политическим долгожителем, в первую очередь, благодаря тому, что ему всегда удавалось выстраивать баланс между группировками, имеющими антагонистичные интересы, - иначе бы он вряд ли и второй срок продержался бы. Причем баланс этот выстраивается не только на ситуативном уровне, а и на системном, - на любых "гвардейцев кардинала" есть свои "королевские мушкетеры". МВД слегка конкурирует с ФСБ; прокуратура - со следственным комитетом, - и так далее. До сего дня противовеса не было только у Вооруженных сил. До поры он был и не нужен, - по ряду объективных и субъективных причин. Сейчас такая необходимость, по очевидным причинам, появилась - причем не только и не столько на случай гипотетического армейского путча, сколько с целью поддержания компромиссного консенсуса. Нацгвардия в том виде, как ее нарисовали в законопроекте, - таким противовесом, очевидно, будет являться, - причем весьма эффективным (кратная разница в численности личного состава не должна вводить в заблуждение, - РВСН, экипажи АПЛ, космическая ветвь ВКС или, скажем, строительные войска и многие другие в этих раскладах всяко остаются за кадром).
Во-вторых, основная проблема любого силового ресурса - это дефицит либо полное отсутствие политической воли, - см. пример "Беркута" на майдане, - либо саботаж той или иной части высшего руководящего состава, - как это было в 1941 г. в ВОВ, в армии Хуссейна в ходе второй иракской кампании и много где еще. Подкупом, вербовкой, запугиванием, шантажом или физическим устранением - из силового механизма можно выбить ключевые элементы, без которых он станет неработоспособен. А иногда и выбивать нет необходимости, - люди есть люди, и многим из них, увы, свойственны трусость, жадность, нерешительность, прокрастинация, эскапизм и куча прочих черт, которые сообща именуются "человеческим фактором". Нацгвардия подчиняется напрямую президенту, и из цепочки принятия и исполнения решений сходу исключен ряд звеньев, - хотя бы в виде правительства и министра. (Прежние Внутренние войска, напомню, подчинялись министру внутренних дел, который, как член правительства, подчинялся председателю правительства, - и только уже он - президенту. Про личные качества нынешнего председателя правительства и уровень его компетентности ничего не скажу, - плохо говорить не хочется, а хорошо сказать - нечего.)
в целом же ситуация выглядит примерно следующим образом. Осенью будут выборы, и уже сейчас очевидно, что они, независимо от реального уровня прозрачности и достоверности результатов, будут использованы т.н. "несистемной оппозицией" по максимуму. Собственно, сама т.н. "несистемная оппозиция" своего подхода к вопросу давно уже не скрывает, - достаточно вспомнить вполне публичные высказывания Каспарова, Ходорковского, Волкова и прочих про "приход к власти неэлекторальным путем", "необходимость отменить выборы на несколько лет после того, как Путин будет отстранен от власти", "люстрацию и поражение в избирательных правах большей части населения России" и т.п., - там намерения обозначены достаточно четко. В данном случае меньше, чем за полгода до часа "Ч" как чертик из коробочки выскакивает новая мощная силовая структура, из управления которой исключены лишние звенья "испорченного телефона", и которая будет напрямую транслировать и воплощать политическую волю президента. А она у него, как мы знаем, - имеется (по каким поводам включается, а по каким нет, и чем она мотивирована, - вопрос отдельный, - но сам факт ее наличия сомнению не подлежит). Это во-первых.
Во-вторых же, - мы наблюдаем колоссальнейшее перераспределение ресурса между представителями финансовых, политических и силовых элит. Причем статус-кво уже, по факту, порушен, - а новое состояние равновесия нарисуется еще довольно нескоро, - полугода тут не хватит. И там ведь куча всего. Разрешиловка, как уже говорилось, - это контроль над ЧОПами (читай - частными армиями). А еще она ведает, например, лицензиями на наградной лицензионный короткоствол (если нужного человека наградить именным "Глоком", о котором он полжизни мечтал, - он ведь будет ощущать себя благодарным и обязанным, - нес па?). Или, например, ФСКН, - из которой периодически прорывались новости формата "два офицера ФСКН обнаружены в подвале скончавшимися от передоза", - там, похоже, не обошлось без классического "что охраняем, то имеем". А ведь контроль за оборотом наркотиков (включая возможность, в определенных пределах, произвольно решать, кого давить, а кому дать подышать), - это же контроль над колоссальными финансовыми потоками. И так далее.
В общем, огромное число представителей тех самых финансовых, политических и силовых элит внезапно оказывается выбитыми из седла и обезоруженными на обозримое будущее, - лишенными того самого ресурса, на котором прочно базировались многие годы. Их возможности к непредсказуемой и/или деструктивной самодеятельности при этом обнулены. Если учесть, что ни одна из известных мне революций новейшего времени не происходила без активного деятельного (или бездеятельного, - ага) участия элит, - шансы избежать глобальных потрясений сильно при этом растут.
На системном уровне - сделано логично, разумно, грамотно и своевременно, - я бы даже сказал, что просто красиво.
А как патентованный контрреволюционер, - не могу не приветствовать.