Обрядовая одежда

Jul 10, 2013 21:29

Оригинал взят у urgor в Обрядовая одежда
Так как тема эта интересна сугубо посещающим обряды Язычникам/Родноверам спрячу я ее под кат. Тем более букв там много:

Почти каждый крупный Языческий праздник среди правил проведения указывает на необходимость обрядовой одежды у участников. Считается очень круто пошиться к празднику, существует масса сайтов с мастерклассами, есть признанные мастера в этом деле. Очень часто вижу беседы специалистов между собой об особенностях женского/мужского костюмов определенных территорий и эпох. Частенько можно увидеть и презрительные намеки на то, что кто-то был одет в "нижнюю рубаху с нелепыми вышивками" или "из под обрядовой рубахи торчали джинсы и кроссовки фу-фу-фу". И действительно, обряды, участники которых одеты по древлей моде красивы, зрелищны и, наверное, имеют особую силу. Вот хоть Купало на Красном Лугу.

И я сам там был и всю эту красоту своими глазами видел. Но вот что меня смущало и продолжает смущать - я не увижу больше этой красоты до следующей Купалы. Ну может быть еще на каком-то обряде. Но в городе, в повседневной жизни - точно не вижу. Получается что вся эта красота, весь труд, вся энергия ради 3-5 дней в году?
Было время когда я сам поддерживал требование обрядовой одежды. Она тогда была своеобразным маркером отношения человека к обряду, к Язычеству. То есть если у человека все серьезно, то уж рубаху-то он себе пошьет. А потом, на Купало 2009 года у ССО заметил на торжище интересную пару. Я ж барыга, глаз наметанный. В общем приехали они на большой и дорогой машине, прошлись по торжищу оставив на нем около 70 тысяч рублей, купив в том числе и обрядовую одежду для себя. Ну конечно не такую красивую и исторически достоверную как например у Муси, но тоже вполне себе ничего. Купили и встали в зачин вместе со всеми. Продемонстрировали свое серьезное отношение? Вряд ли. Просто средства позволяли такое вот "развлечение". И на том же обряде стояли многие мои знакомые или вовсе без рубах или в самого простого кроя рубахах, обшитых тесьмой из магазина. Те самые парни, которые строили капища на Гамаюнщине и на Крутицах, те, кто выезжал по первому зову на их ремонт и восстановление после посещения вандалами. И я понял тогда что наличие одежды уже не маркер. Она уже ничего не говорит ни о человеке, ни об его отношении к обрядовому действу.

Так же встречал много хороших людей, искренне интересующихся Язычеством, желающих приехать на обряды, посмотреть, поговорить с людьми... но не приезжающих потому что у них нет обрядовой одежды. Это наши старожилы при желании легко игнорируют это требование, а вот люди относящиеся с уважением к нам, к нашим обрядам не могут себе позволить такого неуважения. И просто не едут, так как иногда купить это просто дорого (не хочу обсуждать в комментариях "1000 рублей за рубаху вовсе не дорого" - все очень относительно) или думают что вот вдруг окажется "не мое" и куда потом это девать.

Еще заметил одну особенность, наблюдая за тем как люди уезжали с Купало. Были люди, которые во время праздника были одеты в красивые одежды, обвешаны оберегами с ног до головы, на ногах самопошитые пршни и пр... а вот уезжали они как обычные туристы. Ничто и нигде в их облике не выдавало откуда именно они едут. Получается что орнаменты, символика, одежда это только на 3 дня. Эдакая квинтэссенция: "3 три дня я буду ходить на празднике весь увешанный Коловратами и свастиками и этого заряда мне хватит на весь год"... Это ни в коем случае не относится ко всем участникам праздника, но такое наблюдение все же было.

Все вышесказанное очень напоминает мне движение ролевых игр. Там без игрового костюма никуда. Люди тратят огромные деньги и ресурсы ради того чтоб выйти на игру в костюме. Отыграть и убрать его в сундук, до следующей игры.

Есть еще один аспект в вопросе об обрядовой одежде, который мне хотелось бы упомянуть, но обойти в обсуждении, так как он слишком субъективный, недоказуемый как и неопровержимый одновременно. Это вопрос мистической и мистериальной роли одежды на обряде. Да, наверное, кому-то наличие на нем обрядовой одежды помогает настроиться (и встроиться) на обряд. Возможно что и эффект от обряда для каждого конкретного человека разнится будет на нем "правильно пошитая" одежда или нет. Но, как я уже сказал, обсуждать это нет смысла.

Немного отвлекусь и опишу случай, произошедший со мной не так давно:
Зашел в магазин в Козельске прикупить какую-то домашнюю мелочевку. А на мне была майка с Одоленью на груди. Продавщица, женщина 40 с небольшим с интересом спрашивает у меня:
- А что это за символ у вас на майке?
- Это Одолень-трава, - говорю я - древни символ славян, который...
- Цвет Папоротника! - перебивает меня она радостно.
- Ну да, еще и так его называют.
- Ага, у моего мужа на перстне такой же, - сообщает она мне.

Мы немного поговорили и выяснили что их семья никакого отношения к Язычеству не имеет, а перстень купили просто потому что красивый. И меня очень порадовала эта ситуация. Это значит что, то что мы делаем на протяжении последних лет 7-8 с группой единомышленников начинает приносить плоды. А делаем мы вот что: мы решили однажды что необходимо возвращать символику и орнамент в повседневный обиход русского человека. Добиться того, чтоб он вспомнил свое и родное, признавал его красивым, знал как называется, а не шарахался от "фашистской свастики, только с восемью концами". И мы начали создавать вещи, удобные и применимые в повседневной жизни, но несущие на себе традиционные орнаменты и символику.
Это делаем не только мы. То что сейчас люди все больше и лучше знают родную культуру заслуга очень многих людей. Но многие делают это неосознанно, оно получается у них само собой. Что тоже в общем-то неплохо, но не всегда эффективно, в смысле достижения заявленной цели - возвращение в постоянный обиход русского человека традиционной символики и орнамента.

Казалось бы я пришу и говорю сбиваясь с темы на тему, но нет. Я веду ко вполне определенным выводам и предложениям. Для начала стоит кратко резюмировать уже сказанное:

1. Наличие или отсутствие обрядовой одежды не является маркером серьезности отношения к Язычеству/Родноверию.
2. Требование обрядовой одежды отпугивает людей, для которых соблюдение правил приглашающей стороны является обязательным (то есть как раз самых честных и порядочных).
3. У некоторых участников обрядов создается ложное представление о том, что место символики и орнамента ТОЛЬКО на обрядах.
4. Популяризация, возвращение в обиход традиционной символики и орнамента может быть исполнена только практичными вещами из повседневного быта и костюма, а не специфичной обрядовой одеждой.

Сейчас появляется все больше и больше мастеров, которые изготавливают одежду, украшения и аксессуары для повседневного применения с нанесением символики и орнамента, из природных/естественных материалов. Надеюсь что и наша Мастерская к следующему сезону сможет порадовать людей одеждой нашего производства. Но ее (одежды) пока очень мало на улицах наших городов. Встретить девушку в вышитом льняном платье или юношу в рубахе с вышивкой пока трудно. На Украине это стало модным трендом, у нас пока нет. А надо бы. Если вернуться к вопросу о маркерах серьезности отношения, то для меня большее значение будет иметь растянутая, многократно стиранная футболка с Коловратом нежели дорогой комплект обрядовой одежды, пошитой из домотканного льна и расшитый вручную. Потому что футболку эту человек носил весь год и она у него любимая. И он раз 100 рассказал своим знакомым и родственникам что это за символ у него на груди. А обрядовую одежду человек носит несколько дней в в году, среди таких же единомышленников и единоверцев.

Я не призываю отказаться от обрядовой одежды. И, например, для жречества она должна оставаться обязательной. Но я предлагаю отказаться от ТРЕБОВАНИЯ наличия таковой одежды на обрядах. Есть она - хорошо и красиво. Нет ее... ну тоже в общем не страшно. Давайте лучше сосредоточимся как раз на задачах популяризации и возвращения в обиход орнаментов и символики. От этого наши глаза будут радоваться круглый год, а уж социальный эффект от этого будет намного сильнее и положительнее.

кто что думает по сему поводу?

сатанизм и все такое

Previous post Next post
Up