На минувшей неделе Президент Путин сделал очередное разоблачение ненавистного совка:
«У нас, слава Богу, отношение к генетике сегодня совсем другое, не так, как было в Советском Союзе, да? Генетику называли «продажной девкой империализма». Так говорили, но у нас совсем по-другому относятся. Это наиболее перспективное, чрезвычайно важное направление исследований», - сказал Путин на встрече с участниками III Конгресса молодых ученых в парке науки и искусства «Сириус».
Источник - Российская Газета Теперь немного фактов.
Выражение «продажная девка империализма» никогда не фигурировало в реальной общественной политической жизни. Появилось оно в сатирической пьесе Александра Хазина «Волшебники живут рядом», высмеивавшей бюрократизм. То есть про «называли» Владимир Владимирович уже сильно слукавил.
В пьесе оно, конечно, появилось не просто так, а как напоминание о тёмных годах советской науки - преследовании вавиловской школы в генетике. Кстати говоря, само слово «генетика» даже у лысенковцев никогда не было ругательным - себя они тоже считали генетиками, а учение оппонентов клеймили «вейсманизм-морганизм», иногда ещё «менделизм».
Правомерно ли выдавать эти годы за то, как «было в Советском Союзе»? Судите сами. Преследование последователей Н.И. Вавилова можно разделить на 2 волны. Первая совпала с репрессиями конца 30-х годов и сошла на нет с началом войны. После войны даже казалось, что возвращается атмосфера равноправной дискуссии, к примеру, А.Р. Жебрак спорил с лысенковцами в высоких кабинетах. Этим надеждам не суждено было сбыться. К 1948 руководство ВКП(б) окончательно пошло на административное вмешательство в научный конфликт, августовскую сессии ВАСХНИЛ лысенковцы превратили в политический удар по своим оппонентам. Окончательно их победа была закреплена постановлением ЦК ВКП (б) «О мерах укрепления биологических учреждений Академии наук СССР». На несколько лет страна погрузилась в «генетическое мракобесие».
Впоследствии Лысенко удалось очаровать и Хрущёва, однако времена были уже не те: работы по молекулярной биологии (составляющей основу генетики) потихоньку начали восстанавливаться, можно назвать имена Белозерского, Спирина, Гершензона. В 1955 году появилось знаменитое «Письмо трёхсот», которое хоть и вызвало негодование Хрущёва, но получило поддержку академиков Курчатова и Несмеянова, и на какое-то время Лысенко даже пришлось уйти с поста президента ВАСХНИЛ (временно). Окончательное падение Лысенко состоялось уже после снятия Хрущёва.
Итак, по разным подсчётам можно сказать, что лысенковщина свирепствовала от 10 до 20 лет, и наиболее пагубными здесь были сталинские годы (конец 30-х и конец 40-х), когда обвинение в «буржуазности» могло стоить учёному в лучшем случае работы, а в худшем - свободы. В конце концов советская власть нашла в себе силы признать свои ошибки, Лысенко был снят со своего поста, генетика была окончательно реабилитирована.
Советский Союз существовал 69 лет. В том числе по самой скромной оценке 26 лет (больше четверти века!) после бесславного конца лысенковщины.
Знает ли об этом Путин? А если знает - зачем продолжает (привет никому не нужным галошам и минам под российскую государственность) упорно пинать дохлого льва, перевирая факты?