VASA museet - музей одного экспоната

Mar 30, 2012 08:35


В Стокгольме есть примечательный музей. Огромный комплекс совсем близко к центру города, на расстоянии меньше километра от королевского дворца. Музей выстроен в конце прошлого века всего для одного экспоната. Но какого…





В начале XVII века Швеция становилась мощной державой. Королевская семья проводила разумную и уверенную политику по увеличению своего влияния в регионе и в континентальной Европе. Как и любой морской державе ей требовался мощный флот. Как сказал король Густав II "Процветание королевства зависит от Бога и нашего флота". Но еще больше королю хотелось иметь флагман флота, способный вселять в души врагов срах и уважение, а гражданам страны прибавлять уверенности в военной мощи королевства. Поэтому он должен был стать самым большим и самым тяжеловооруженным кораблем на Балтике.

В музее есть небольшой закуток, экспозиция которого дает представление о том времени.



Некоторые корабельные верфи когда-то располагались совсем рядом с главным островом города, в Блазиехольмен. И "Васу" строили как раз там.





Vasa действительно был очень большим кораблем для своего времени. Новый флагман был заказан голандскому кораблестроителю Хенрику Хюбертссону, о чем 16 января 1625 года был подписан контракт. Целых три года плотники, кузнецы, пильщики, лафетчики, резчики, канатных и парусных дел мастера трудились над будущей гордостью Шведского королевского флота. На его постройку ушло более 1000 дубов. Длинна корабля составила 69 метров, а ширина 11,7 метра. Высота от киля до оконечности грот-мачты 52,5 метра, высота бортов 19,3метра, осадка 4,8 метра, при водоизмещении 1210 тонн.
На вооружение корабля находилось 64 пушки, размещенные на двух орудийных палубах.



Рисунок Бьёрна Ландстрёма.

Летом 1628 года корабль был спущен на воду и стоял на швартовых напротив королевского замка. Здесь был принят баласт, полностью укомплектована оснастка и установлены пушки. 10 августа все было готово к первому плаванию. Стояла тихая ясная погода, над заливом дул юго-восточный бриз, и море было спокойным. На борту находилась команда и гости. Предполагалось торжество во всем великолепии.



В гавани собралось множество любопытствующих. У них было достаточно времени для того, чтобы посмотреть на отбытие корабля. Государственный совет в письме королю Густаву, который тогда находился в Пруссии, так описывает это событие: "Когда корабль вышел в открытую бухту Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром, и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим".



Порыв ветра накренил и потопил корабль всего после 1300 метров плавания.

Капитан корабля и часть выжившей команды была тут же арестована, после чего начались допросы и суд. Капитан поклялся что не виновен, баласт и пушки были закреплены, а из команды никто не был пьян. Матросы подтвердили его слова. Судостроитель сказал что строил все "в полном соответствии с чертежами утвержденными самим королем, и Господь Бог знает кто виноват". А король и Бог одинаково непогрешимы.
До конца неизвестно кто был наказан, но капитана вроде посадили. Истинная же причина происшествия крылась в недостаточной продуманности конструкции корабля, не способной обеспечить достаточной устойчивости.

Попытки поднять "Васа" были предприняты в тот же год. Очень многие пытались поднять корабль, но безуспешно. Было и много проходимцем. Самой распространенной идеей было зацепить крюками покоящийся на дне корабль и поднять. Естественно такой способ не оправдал себя.



Предлагали свои услуги люди "умеющие ходить под водой" или в современной интерпретации - водолазы. Тогда самой передовой технологией погружений был "водолазный колокол", действующий по принципу перевернутого стакана опускаемого в воду. Данную технологию предложили швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккелль. "Водолаз был одет полностью в кожанную одежду с двойными кожанными сапогами. Он стоял на платформе из свинца, которая висела под водолазным колоколом" - так описывает снаряжение водолаза итальянский священник Франческо Негри, бывший тогда в Стокгольме проездом.
Несмотря на столь отсталые технологии в понимании современного человека, им удалось совершить настоящий подвиг. Свыше 50 (!) пушек было поднято в течении 1664-65гг.



Схема короткого пути "Vasa".

Место где затонул корабль находится в самом центре города, практически под стенами королевского дворца. Чтобы было понятнее то приведу сравнительные примеры. Это как в Москве у Крымского моста, в Питере напротив Медного всадника, в Нижнем Новгороде прям между опор Канавинского моста, а для Хабаровска это место возле причала речного вокзала. Т.е. совсем близко или среди берегов, а не в открытом море и без видимых ориентиров. Но даже шведы забыли место катастрофы корабля.
25 августа 1956 года Андерсу Франсену, инженеру и одному из ведущих экспертов Швеции по военно-морской истории, с помощью лично сконструированного пробоотборника, удалось обнаружить место гибели королевского флагмана. Всего на глубине в 35 метра.



Андерс Франсен, обнаруживший корабль "Васа".

Через несколько дней к кораблю спустился водолаз Пер Эдвин Фельтинг. Он подтвердил нахождение корабля и его прекрасно сохранившееся состояние. Здесь требуется пояснение. В Балтийском море не водится червь-точильщик. Эта маленькая ракушка быстро съедает дерево, но из-за низкого содержания соли в воде их нет и дерево может сохраняться в воде даже сотни лет. Поэтому "Васа" смогла прекрасно сохраниться на глубине 35 метров.



В Швеции началась программа по сбору средств на подъем исторической реликвии. Компания "Брустрёмс", имеющая опыт в судопоъемных работах, пообещала все выполнить бесплатно. Флот предоставил персонал и суда. Работа закипела осенью 1957 года.


Водолазный костюм тех времен. Именно в них и выполнялись основные подводные работы.

Несомненными героями операции были водолазы, проводившие в воде по много часов в неделю. Несмотря на развитие технологий, работа водолазов требовала настоящего мужества, так как производилась в темноте и была очень опасной.





Испытания водолазного колокола по конструкции Трейлебена в 1958 году.



И сам колокол в экспозиции музея.

Предлагались различные варианты подъема. Среди них были передовые, трудоемкие и попросту фантастические. В итоге было решено использовать отработанную и верную технологию - промыть под корпусом судна в грунте туннели и завести в них канаты. На поверхности зацепить их за понтоны и после откачки из понтонов воды приподнять корабль со дна.

Работа с туннелями продолжалась два года. Никаких серьезных аварий не произошло, и в августе 1959 года все было готово для первого подъема. Подъемные понтоны заняли свое место над "Васой", тросы были проведены через шесть туннелей, и старый корабль был поднять без проблем.



Моделирование процесса подъема "Васы".

Но окончательно поднимать корабль было еще рано. Судно отбуксировали на мелководье, где водолазы вновь принялись за работу. Необходимо было укрепить корпус и закрыть все орудийные порты новыми люками.



24 апреля 1961 года все было готово к подъему.



После 333 лет на дне "Васа" поднялась на поверхность. Первыми на борт взошли Андерс Франсен и Пер Эдвин Фельтинг.



Первые моменты, когда корпус "Васы" спустя сотни лет вновь над водой.



Состояние корпуса корабля было в столь хорошем состоянии, что буксировка в сухой док производилась без дополнительной поддержки "Васы" на плаву.



Корпус "Васы" с закрытыми орудийными люками.



"Васа" в сухом доке.

Были предприняты беспрецедентные меры по консервации и сохранению корабля. Пропитанное водой дерево в течение многих месяцев орошали полиэтиленгликолем. Он способен замещать в дереве воду что и требовалось в тот момент. Мелкие элементы и прочие находки просто опускались в ванну с раствором, а сам корпус судна орошали через систему, напоминающую современную противопожарную в больших зданиях.



Рабочий момент нанесения консервирующей смеси вручную.

Пока корабль находился на консервации и с ним проводились реставрационные работы, был объявлен конкурс на проект музея. Из представленных 384-х предложений было выбрано всего одно. По предложению архитекторов музей был размещен на территории старой верфи (1879г.) с сохранением элементов ее дока.



И первое что видит посетитель попадая в музей - вот этот вид.



Время на "Васе" остановилось в пять часов пополудни 10-го августа 1628 года. Когда корабль был поднять на поверхность 333 года спустя, в матросских сундучках по-прежнему лежали упакованными еда, одежда и мелкие личные вещи. В трюме лежали бочонки с мясом, в каюте стоял адмиральский стол, на борту оставались великолепный офицерский обеденный сервиз, бронзовые подсвечники и лампы. "Васа" это машина времени, свидетельствующая как о жизни на борту и на суши в начале XVII века. Сохранность самого корабля и различных вещей на его борту было просто поразительным. Сохранилось все.



А теперь фотографии из музея. Комплекс огромный. Центрально место внем занимает сам корабль "Васа", а вокруг экспозиция с дополнительными экспонатами поднятыми вместе с кораблем.



Вид на корму модели "Васы" с восстановленной раскраской.



Копии скульптур с "Васы" в экспозиции музея.



Корма "Васы". Практически все элементы подлинные, которым более 350 лет. Отличить их легко. Там где дерево светлое и гладкое - это современные вставки. Где дерево темное и неровное - подлинник возрастом в сотни лет.



Вид на левый борт с кормы. До этого я слышал об этом музее, но увидеть подобное на грани с нереальностью. Корабль из дерева, которому более трех сотен лет и в таком прекрасном состоянии.... Это нечто нереальное.



Корабль приводил в трепет не только наличием мощного вооружения, но и сотнями скульптурных фигур.



***



Сотни скульптур , льнущих и карабкающихся по всему судну - это был настоящий разгул обнаженной плоти, кроваво-красны, ядовито-зеленых и иссиня-морских тонов.



В наше время легко отмахнутся от всего этого как от простого безвкусия. В семнадцатом веке это именовалось бесподобным, этому охотно поражались.



элементы оснастки

***



Всего 500 скульптур и более 200 резных орнаментов украшают королевский корабль.



Научная работа по сохранению корабля продолжается и по сей день. Например, не так давно было замечено что дерево начало выделять серу которая накопилась за сотни лет прибывания на дне в иле.



Вид на корму и герб королевского рода. Названия корабля в буквах на "Васе" нет. Но имеется сноп - герб шведской королевской семьи Васа. Герб представляет собой сноп (vase), который символизирует название корабля.



Фигура льва в прыжке с зажатым в лапах щитом с гербом королевского рода.



Подняться на само судно нельзя. Простым смертным это запрещено. Специально для них на одном из этажей музея воссозданы два кусочка корабля. Например орудийная палуба.



Или вот капитанская каюта.



Воссоздана часть борта. Когда поднимались орудийные люки, то в сторону врага смотрел не только орудийный ствол, но и оскалившаяся морда льва.



Так же в музее создана миниатюра корабля в разрезе. Можно посмотреть на жизнь экипажа во всех подробностях.



На борту корабля при полном комплектовании должно находится: 1 адмирал, 1 цирюльник (лекарь), 1 горнист, 1 надзиратель, 1 капитан, 2 лейтенанта, 2 лоцмана, 2 шкипера, 1 мл. унтер-офицер, 6 боцманов, 4 квартирмейстера, 90 матросов, 20 канониров, 1 кок, 1 помошник кока, 4 юнги, 1 священник, 4 плотника; Две роты солдат: 30 офицеров и унтер-офицеров, 270 солдат.
ВСЕГО 443 человека.



Экипаж корабля.











Обширная экспозиция музея представляет множество вещей поднятых вместе с кораблем. В музее можно провести целый день.



Даже кинозал есть, где вам покажут получасовой фильм о всей истории "Васы". Так сказать для закрепления материала. Сеансы на Шведском, английском, французском, русском, немецком и еще каких-то.



***



Бросаем прощальный взор на корабль из прошлого и выходим на улицу. Снаружи целый Стокгольм :)



p.s. все фотографии снимал без штатива, поэтому прошу прощение за качество.
p.p.s. Фотографии и иллюстрации без watermark найдены в сети интернет или отсканированы с книги музея. Авторы: музей "Васа" и Эрлинг Матц.

фото, путешествия, Стокгольм, canon 5d

Previous post Next post
Up