Реле повторителя поворотов на 555-ом таймере

Aug 01, 2008 22:42

Я уже писал, что делаю кое-какой проект для своего мапеда -- музыкальная система. Так вот. Одним из важных аспектов, которые мне пришлось затронуть исполняя его, это минимизация энергопотребления различными бортовыми системами мапеда (чтоб больше доставалось звуку). Одна из главных проблем -- это Оптика Ильича, которая стоит на всех транспортных средствах по дефолту. Правда, стоит отметить, что все большее количество новых автомобилей и мотоциклов -педов -роллеров выпускается уже со светодиодной оптикой. Но мне предстояло заменить наследие Вождя Мирового Пролетариата на новомодные "светики" самостоятельно.
В общем-то, ничего сложного в поездке на Митинский, покупке готовых "светодиодных лампочек" и их установке сложного небыло (разве что в стопаре пришлось пару контактов местами поменять). Я было уже обрадовался, что мне удалось сэкономить лишних (хотя нет, свосем не лишних!) 3-4 ампера, но всплыла одна "малюсенькая проблема" -- отказались нормально работать поворотники. Оно и не мудрено -- нагрузка реле упала в десятки раз и оно (реле), будучи электронным и питающееся от тока (висело вразрыв плюсового проводника до переключателя поворотов) просто начало сходить потихоньку с ума. Во-первых, сразу же срабатывала система "частое мигание при перегорании лампочки", т.к. ток через светодиоды был значительно меньше тока через лампочки. Во-вторых, по тем же причинам оно просто не получало достаточно энергии для собственного питания, и поэтому страшно глючило (например, включалось через раз).
В результате неудачной эксгумации платы из затвердевшего эпоксидного компаунда было принято решение изготовить новое реле, отвечающее трем главным требованиям: простота, универсальность и хорошие характеристики (как по стабильности, так и по нагрузке).
Бороздя, как космические корабли, просторы интернетов, я нашел только две более-менее нормальные схемы (кучу вариаций на них не считаю). Первая схема представляла собой целый аппаратус, где задающим генератором слушил мигающий светодиод, дальше это все шло на двоично-десятичный счетчик, ключи, пищалка ну и еще куча обвесной рассыпухи. В общем, простота тут тихо удалилась нахуйкурить. Вторая схема была просто пиздец как проста -- мигающий светодиод, два резистора и полевик. Но увы, здесь пошли покурить характеристики. Дело в том, что лемпочки или светодиоды поворотников в этой схеме один в один повторяли бы мигания задающего светодиода. Это плохо, потомушта светодиод моргает так -- "морг..... морг..... морг..... морг.....". А нормальный поворотник должен пол секунды гореть а пол секунды нет. А тут получался не поворотник а какой-то хуев проблесковый маячок. В общем -- кустарное наколенное говно.
Очень долго я бился в предродовых конвульсиях, и в результате пришло озарение -- а почему бы не использовать такой замечательный, простой, удобный и дешевый 555-ый таймер? Гугления на тему реле поворотов на 555-ом не увенчались успехом. Похоже, никто ниразу таких не делал (либо делал, но молчит как партизан).
В общем, со второго раза родилась у меня такая схемка:


Она собирается ктулхомонтажем прямо на самой 555-ой. Выключатель и два светодиода это, собствено, переключатель поворотов и поворотники. Этот экземпляро обладает отличными характеристиками -- стабильным временем мигания, которое можно изменить с помощью резисторов R1 и R2 (ставить надо одинаковые, только изменять номинал -- чем он больше, тем больше и время переключения) и отличными нагрузочными характеристиками (которые зависят только от выходного полевика -- ставьте какой вам удобно). Схему можно еще упростить, выкинув R4, D4 (он на 12 вольт) и C2, если вы уверены в стабильности своего бортового напряжения. Ежели будет глючить -- придется эти элементы установить взад. Q2 -- любой маломощный NPN. Хотел сначала сделать без него, но напрямую полевик запилить никак не получилось (видимо, из-за особенностей выходного каскада 555-ки, он там не полный totem-pole, к сожалению).
В общем, схема обошлась в 10 копеек и 30 минут работы. Функционирует отлично. Ставить можно куда угодно -- мотороллеры, мотоциклы, автомобили, грузовики (если на 24 вольта, то не выбрасывайте R4, D4 и C2, и подберите соответствующий полевик). По-моему, вполне винрарно получилось ;) Мелочь, а приятно.

электроника, мапед

Previous post Next post
Up