Пост про ромфант. И новеллы

Jun 16, 2024 17:39

Уже месяц как хотела этот пост написать, но всё руки не доходили: сначала я не хотела писать только про одного автора, поэтому пыталась дочитать две книги, которые не шли совершенно. В итоге я промучалась три недели, в тех двух книгах всё равно больше ни страницы не прочитала, а запал писать пост пропал. Хорошо, что в процессе я скидывала свои мысли в заметки, из которых сейчас попробую что-нибудь эмоциональное воскресить.

Поводом для этого поста послужили книги Натальи Жильцовой.

Как я вообще вышла на этого автора: у меня в подписках есть канал девушки, которая много читает ромфант.
Я, с одной стороны, не большая поклонница этого жанра - для меня он слишком клиширован, причём, эти клише у меня чаще идут по категории "категорически нет!", чем в разряде "о боже, да, ещё!!" Тем не менее, сказки для взрослых девочек про любовь периодически хочется читать, особенно в фэнтези-антураже, так как это - идеальный эскапизм. А эскапизма много не бывает.
Но ромфант очень тяжелый жанр в том плане, что все рекомендации в нём - строго индивидуальны, а так как набор кинков и сквиков у каждого свой, то даже при вводных "посоветуйте мне что-то вот такое же, как ххх" гарантий, что посоветованное понравится, нет никаких. Ну и все минусы супер-массового жанра: 95% (и это я ещё процент занизила) всех издаваемых книг - если не откровенный шлак, то откровенно одноразовое чтиво.
Поэтому я практически не покупаю ромфант по рекомендациям. Сначала я читаю заинтересовавшие меня книги в электронке, а потом, если понравилось, покупаю в бумаге. Но с новинками такое не работает - в бесплатном доступе они часто появляются с большим опозданием, а обзорщики, бывает, так зажигательно расписывают свои впечатления от книги, да и описание вроде попадает в твои "да", что ты идешь и делаешь заказ.
Вот и с Натальей Жильцовой у меня получилась такая же ситуация: супер-огненный отзыв от любимого бук-тьюбера, плюс хорошее издание, плюс скидки от магазина... В итоге за последний год у меня образовалось аж два цикла в бумаге и почти все книги в электронке. Но так как в папке с электронными книгами у меня уже почти полторы три
тысячи файлов, то я, естественно, эту фамилию совершенно не запомнила и нашла её уже только пост-фактум

Сначала по книгам. У меня есть цикл "Академия стихий" (три книги из четырёх) и дилогия "Обрученные кровью" в одном томе:






Академия у меня в чуть более дешевом варианте, ну а Отбор - это уже очень красивое и стильное издание, с цветным обрезом и изысками во внутреннем оформлении, с вклеенными цветными иллюстрациями. Плюс 30 книг в электронке - все циклы я хотя бы надкусила, что-то прочитано наполовину, а что-то так и полностью.
Сначала итоговый результат: стильный Отбор я оставляю на полках - очень уж красив, да и на фоне всего остального прочитанного у Натальи, здесь я хотя бы отчетливо помню сюжет. Остальное вычеркивается - слишком однообразно (как ни странно), не смотря на то, что автор вроде бы искренне старалась в разные сеттинги - от клюквенно-русской Марьи Моревны до призрачных студентов на дистанционке в межмировой академии. Справедливости ради, у Марьи Моревны, пожалуй, самый привлекательный главгерой, из всех встречающихся.

Самая главная моя претензия к Наталье Жильцовой, точнее, две претензии: этот автор постоянно, из раза в раз, прописывает сразу два моих самых нелюбимых ромфантовских тропа. Во-первых, это лавхейт (любовь/ненависть), а во-вторых, то, что я называю "телопредаёт". Так что даже интересная завязка сюжета и строение мира не спасает.
Постараюсь разобрать по порядку.
Лавхейт (love/hate) или отношения "от ненависти к любви" или даже "любовь и ненависть (или другие отрицательные чувства) одновременно". В рамках ромфанта, да и не только него, в фанфикшене, например, это тоже крайне популярный приём. И я даже не знаю, кто здесь был первым - сетевая литература или изданные бумажные жанровые (это важно!) книги, но чем дальше, тем больше этого рода отношений мне попадается. Может быть, это сказывается эффект жанра и/или количества прочитанного, не знаю.
Я, честно говоря, не очень понимаю, почему эти отношения у разных авторов так популярны. Ведь если прикладывать к реальной жизни, то лично я не знаю примеров крепких отношений, которые выросли из "мы терпеть друг друга не могли, а потом внезапно поняли, что безумно друг друга любим". Нет, большинство гармоничных отношений, которые я вижу в реальной жизни, выросли из дружеских, общих компаний по интересам, или общей работы - в общем, там, где у людей были схожие жизненные интересы, точки соприкосновения, плюс симпатия, а не изначальная вражда.
Но, видимо, такое развитие кажется писателям слишком скучным, не достаточно драматичным и романтичным, а тут - презрение, ненависть, искры, буря, безумие, страстный животный секс...
Но даже ладно, пусть лавхейт, но если бы автор реально (и нормально) показала путь "от врагов к влюблённым" - это ещё было бы нормально и даже отлично. Но так ведь нет! Почему-то это почти всегда, в 99% случаев, любовь и ненависть одновременно! Ненавижу (презираю) так, что аж в глазах темнеет, и срочно надо трахнуться!
Вот реально, в настоящей жизни я такого даже у гормонально-озабоченных подростков ни разу не видела, а не то, что у взрослых людей, у которых, по возрастным нормам, мозг уже должен отрасти настолько, чтобы член (или влагалище) контролировать хотя бы в таких пределах. Может, конечно, мне по жизни везло с окружением.

И тут плавно включается второй пункт, который меня бесит, - "телопредаёт".
Главный герой - всегда! - обладает настолько мощным сексуальным притяжением, что у главной героини, сколь угодно волевой и разумной во всех других отношениях, буквально отключается всё, кроме либидо. Она ещё способна дерзить (чаще - на ровном месте, а потому это выглядит крайне глупо по большей части), но она чисто физически не способна отказать. Например, в одном из циклов (в Отборе как раз), чтобы показать, что ты не хочешь отношений, надо сжать кулак, когда мужчина целует тебе руку. Не дать руку для поцелуя вообще - нельзя, это страшнейшее нарушение приличий, которое ничем, кроме немедленного объявления войны между королевствами, нельзя оправдать, но если ты к мужчине относишься хотя бы нейтрально, то ты просто позволяешь ему церемониально коснуться кончиков пальцев, ну а если жёсткое нет - то просто сжимаешь кулак. Так вот, у девушки (герцогини, которую с рождения готовили к тому, что она будет полноценно руководить огромной территорией, решая любые вопросы, касающиеся благополучия и жизней тысяч людей) кулак просто не сжимается. Хотя она хочет! Точнее, не хочет! Точнее, не хочет этого мужчину, а хочет ему отказать! Но не может! Вот ведь незадача какая!..
Кстати, такие метания есть у каждой, каждой! героини, в любом авторском цикле.

Для тех кто хорошо знаком с сетевой литературой, ближайшим приближением будет, пожалуй, стандартный омегаверс. Причем, именно стандарный, такой, где принадлежность к определенному полу настолько определяет поведение, что у омеги в течке или альфы в гоне отключаются вообще все чувства и мысли, кроме настоятельной необходимости трахаться вот прямо сейчас, с кем угодно, где угодно, главное трахаться!!!!
У Натальи Жильцовой все (все!!) её героини сабмиссивны именно в худших традициях такого омегаверса.
И мужчину, главного героя, от секса ещё может отвлечь какой-то супер-важный вопрос, дело жизни и смерти, причем, не для него лично (такой мелочью он пренебрегает ради героини), а для его друга там лучшего, или если судьба страны решается. В общем, мужчина может продемонстрировать феноменальный самоконтроль и от поцелуев (или от секса) с женщиной отказаться. Женщина на такие подвиги не способна, никогда. Она может постепенно прийти в себя, когда мужчина её бросил оставил ради супер-важного дела, но тогда следующей ночью (или многими следующими ночами) ей будут сниться сны, что никакого прерывания не было, и всё дошло до конца, тот самый страстный животный секс, восемь кубиков пресса и всё, к ним прилагающееся...

Отдельный мой сквик - это ролевые игры в нерадивую студетку и строгого преподавателя, когда за "хорошую оценку" или "поставленный зачёт" девушка расплачивается собой. А ректор, который на десятилетия старше, только её и ждал, конечно, только ради неё и соглашается поставить пятёрку взамен парочки страстных поцелуев и облапывания (или отшлёпывания) молодого девичьего тела на рабочем столе, поверх важных документов. Исключение у него такое ради главгероини, да-да. Если считать, сколько у автора академок, - надоедает уже на второй раз, но встречается гораздо чаще, к сожалению.

N.B. Вряд ли я буду писать отдельный пост про омегаверс, так что запишу здесь то, что в голову пришло.
Если так подумать, то омегаверс - это воплощение патриархального идеала, когда твоя природа определяет то, как ты должен себя вести.
Женщина Омега - это всегда про детей, дом и надёжный тыл для своего альфы. Мужчина Альфа - это про добиваться великих целей, сражаться в агрессивном внешнем мире за свою семью - омегу и детей. И самый мачо-мужик альфистый альфа становится нежным котиком со своей правильной женщиной омегой. А самая строптивая (в девичестве) сучка-девка омега превращается в ласковую сексуальную кошечку рядом с правильным мужиком альфой. И даже то, что в фанфикшене мужчины-омеги рожают, а женщины-альфы имеют типа-член (как альфа-самки гиен) ситуацию с патриархатным идеалом никак не отменяет.
Хотя, казалось бы, идеальный патриархат - это же такие скрепы, что скрепней некуда. А вот поди же ты.

Примерно вот здесь заканчиваются мои заметки, и про книги Натальи Жильцовой и мысли, ими навеянные, мне сказать больше нечего. Но допишу про оставшийся читанный (точнее, брошенный) ромфант (и это разочарования из предыдущего поста). И про новеллы тоже, в предыдущем посте на книжную тему я тоже хотела при них написать.

"Улыбнись мне, Артур Эдинброг", А. Крейн
Всё та же обзорщица, которая с ромфантом, обещала необыкновенно смешное и забавное повествование, такое, что она то улыбалась, то в голос хохотала, всю книгу. Так вот - мне было совершенно не смешно.
Аннотация обещает "Стиль преппи, юмор, тайны, история искусства и любовь"
Ну, давайте по пунктам. Стиль преппи - да, периодически автор упоминает, что героиня оделась "в стиле преппи", "подражая студенткам какого-нибудь художественного ВУЗа". Так себе повод для выноса для обложку, но допустим. История искусства - извините, но нет. Сказать, один раз, что в Средние века не делали скульптуры улыбающихся ангелов, или вставить в текст фамилию известного художника (тоже один раз) - это не "история искусства", уж извините. Про юмор я уже сказала; тайны - ну, я заглянула на последнюю страницу, и ок, пусть будет тайна. Хотя, имхо, сюжетный вотэтоповорот(ик) из прошлого главгероя на "тайны" особо не тянет, но пусть будет. Остается любовь.
Ну, давайте про любовь. Герои, совершенно случайные люди, по ошибке вынужденные пройти совместно важный квест (практические выпускные экзамены в магическом университете). Временные рамки - пара-тройка недель - это чтобы потом было понятнее, о каком сроке отношений речь идёт. Главгероиня - ну, это что-то типа бешенной белки по ритму и разнообразию своей жизни. Главгерой - лучший студент Университета с наследственной миссией по спасению мира, т.е. очень серьезный юноша. И сначала они друг другу были в тягость, но очень скоро (см. выше про сроки) они с одной стороны друг в друга влюбились, а с другой стороны - никто не хотел "курортного романа", так как "не те у нас обоих характеры".
Дорогая моя Вилка! (Видимо, называть Виолетту Вилкой - это юмор такой, авторский. "А ещё можно Веткой" - и это цитата). Можно сколько угодно быть против курортных романов, но говорить, что "мынитакие!!" после вспыхнувших чувств в результате недели знакомства - это ну, такоэ. Очень даже "такие" у вас характеры. Что, конечно же, не мешает не хотеть курортного романа по совершенно другим (и гораздо более разумным, чем озвученная) причинам.
Главгерой тоже: сколько лет страдал по погибшей любимой девушке, аж с лучшим другом они теперь враги навек, так как тот стал причиной её смерти, но ту вдруг раз (неделя-две) - и он, оказывается глубоко влюблён в другую, а убеждается в этом, посмотрев в волшебный омут. И тот ему показывает - да, ты уже влюблен в другую, всё в порядке. Ну хотя ладно, главгерой мне там симпатичем намного больше, чем главгероиня.
В итоге: очень поверхностная книга. Наверное, это можно назвать лёгкостью, но это (имхо) потому, что хоть какой-то сюжетной глубины там ноль.
Ну и главная претензия от меня: НЕ. СМЕШ. НО.
Но издано очень красиво, даже немного обидно за то, что такой пустышке такая красота досталась.

"Героцогиня поневоле", Евгения Александрова.
Про попаданку. Купилась на отзыв всё той же обзорщицы, но стиль книги мне не зашёл настолько, что бросила я её на третьей же главе. Поэтому сказать мне об этой книге совершенно нечего.
Возможно, прежде чем окончательно ссылать её на дачу, мне стоит прочитать её хотя бы до формата "читаю сто страниц и бросаю", но вот уже месяц эта книга лежит рядом со мной на тумбочке, а читаю я что угодно, но не её.

Так, теперь новеллы.
"Глобальный вступительный экзамен в университет", Му Сули
Комильфо анонсировали издание этого романа, у которого достаточно много вариантов перевода на русский: это и просто "Глобальный экзамен", и "Вступительный экзамен в глобальный университет", и даже "Глобальная экспертиза", в общем - Global University Entrance Examination. У этого автора я уже читала одну новеллу, "Первоклассный адвокат", довольно приятное было чтение. Ещё у этого автора, как оказалось, у меня в планах "Медные монеты на алтарь предков" - за хорошие отзывы от френдов. Ну а за Экзамен я взялась потому, что надо решать, нужна ли мне бумажная книга, а то после прекрасного "Калейдоскопа смерти" я решила дать этому жанру шанс.
Я в итоге остановилась на половине (76 глав из 166) и пока не знаю, буду ли дочитывать. Я уже несколько раз говорила, но повторю и здесь, в самом полном (наверное) отзыве на эту новеллу, что это очень похоже на смесь "Калейдоскопа" и другой новеллы "Не подбирайте парней из мусорного ведра" (у меня была ссылка, но той больше не существует, надо заново искать). В Парнях тоже была сломанная Система (точнее, Бог-мудак), ну а в Калейдоскопе были смертельные квесты-ужастики (Экзамен - это сломанная Система, где смертельные квесты-ужастики стали затягивать в себя не тех людей).
Пока у меня нет особых претензий к Экзамену кроме того, что здесь у главных героев мои нелюбимые лав-хейт отношения: они с первого же взгляда друг друга не взлюбили, и [небольшой спойлер]оказалось, что и в первый раз они тоже друг друга невзлюбляли с первого взгляда, что, ну разумеется, совершенно не мешало им трахаться. С другой стороны, каких-то особых достоинств, чтобы всё отодвинуть и дочитывать, я тоже пока не вижу - у меня и в прочитанном было более достойное, и в планах столько всего намного более заманчивого (по аннотациям и отзывам), что дочитывание этой новеллы не стоит высоко в моём списке. Может быть потом. Как-нибудь.

"Чу Ванфэй"
Chu Wang Fei ( 楚王妃 ) от Ning er ( 宁儿 ), вот здесь, например. Я прочитала примерно половину (145 глав из 389), потом качество перевода на английский упало столь драматично, что переводчик на русский сказал ква!, что будет то, что будет, а уж насколько читабельно получится - извините.
По жанру: попаданка из современности в типа-древний Китай, без магии (совершенствующихся и небожителей), зато с интригами при императорском дворе и в гаремах чиновников высокого ранга.
Интересно, но дочитывать не буду, так как во-первых, перевод, а во-вторых, см. ниже.

"Возрождение Злобной Императрицы из Военной Династии", Цяньшань Чакэ
The Rebirth of the Malicious Empress of Military Lineage ( 重生之将门毒后 ), полный перевод на русский есть здесь, например.
Тоже типа-древний Китай (точнее, несколько мелких государств на его территории), тоже попаданка, но не из нашего настоящего, а переродившаяся после своей жестокой смерти императрица. Тоже интриги в гаремах чиновников высокого ранга и в императорских семьях соседних государств. И да, чистый, просто чистейший гет.
Куча имен, титулов и всяких местных терминов, переводу настоятельно нужен редактор, т.к. периодически скачут написания и перевод этих самых титулов и терминов, но читается достаточно легко и связно.
Вообще-то, от этой новеллы я недели полторы оторваться не могла, читая её запоем - несомненный плюс. Как мне кажется, это очень качественный (и известный) представитель своего жанра, так что если кто-то хотел приобщиться - то и мой плюсик в рекомендациях есть.
Кроме очень колоритного и самобытного национального и исторического сэттинга, здесь очень здорово прописаны взаимоотношения между главными героями: от тотального недоверия и бестрепетной готовности использовать другого как одноразовую пешку в своих целях до партнёрства (равноправного!) и супружеского счастья. Ну и феерические интриги.
У нас этот роман издают в виде бумажной книги, "Ярость Шень Мяо", правда, я не знаю, сколько всего здесь будет томов, потому что новелла длинная, и читать её, имхо, можно только подряд - иначе я не представляю, как каждый раз вспоминать бесчисленных персонажей с кучей титулов и разных именований одного и того же лица. Мельком слышала, что к первому изданию были претензии по качеству перевода/редактуры (как и к первому тому Solo Leveling), так что издательство, как и в случае с Поднятием уровня, первую книгу переиздает этим летом.

Уфф, всё.
Для удобства: под катом про книги Натальи Жильцовой, "Артур Эдинброг", "Герцогиня поневоле" (всё ромфант), и новеллы - "Глобальный экзамен", "Чу Ванфэй" и "Возрождение злобной императрицы."

китайская трава, прочитал сам - расскажи всем!, книжный червь, подумалось

Previous post Next post
Up