Sep 15, 2014 12:45
Однажды я прочёл по работе много современной литературы, а потом отправился в отпуск и взял с собой роман Тургенева «Дым». И очень живо ощутил этот контраст: между тем, как писали раньше, и как сейчас пишут. Разница - не в стиле, а в материале - в том, что называется «моделью человека». Из чего он состоит, во что погружён, что на первом плане, что на втором, что важно, что второстепенно.Сейчас все пытаются по-киношному передать внутреннее содержание через внешние признаки. Речь, жест, повадка, детали натюрморта - это создаёт «настроение», а по нему можно догадаться о внутреннем состоянии. Второстепенное - важно, а важное - это «пафос», фу. Современный человек как бы и не думает «о главном» - он размазан по обстоятельствам, думает о том, что важно сейчас, а не вообще - «важно». Он даже не очень понимает, что с ним происходит, и в этом есть определённый шик: дескать, жизнь не имеет смысла, смысл нужно придумать и назначить. Может, такой смысл, а может, другой. А может, и никакого.Прежние писатели заставляли героя размышлять - внятно, артикулированно - о том, что в его жизни главное. И читателя вместе с ним. Разница - примерно как между старой школьной программой («лошадь кушает овёс и сено»; «Россия - наше Отечество») и многочисленными нынешними («нарисуй, как звучат гром и шелест листьев»; «понюхай зёрна кофе и гречневую крупу, расскажи в классе о своих впечатлениях»). Раньше герой говорил: вот добро, а вот зло, а другой ему: а я считаю наоборот, и между ними происходил конфликт, в котором каждый представительствовал от чего-то такого, что намного больше и важнее его самого. Сегодня конфликт происходит на житейском, бытовом уровне, а вселенские силы, наблюдая эту мышью возню, грустно или юмористично курят в сторонке.
Толстой,
люди,
Для памяти,
Россия,
Достоевский,
ссылки,
книги