Не вижу смысла откладывать неизбежное. Даже не вижу смысла что-то здесь писать. Кроме того, что год вроде был не ахти. Осень подчистую вынесла летний сезон. По традиции мои итоги имеют под собой основу в виде российского кинопроката. Он, конечно, велик и беспощаден, но ей-богу, не скриннеры же смотреть, чтобы все желанные фильмы оказались в списке. Когда они выйдут в наших залах - тогда и поговорим. Иногда они, конечно, выход, но можно и привыкнуть. Тем более итоговой десяткой я доволен. Никаких блатных, никаких авансов. Из вышедших в этом году в прокат фильмов я видел 90 (56 в кинотеатре). Лучшего кино в этом году было на 1072 минуты. Рассказ о них под катом.
10. Территория тьмы / Dark Country (2009)
реж. Томас Джейн
Сам за собой подмечаю странную любовь к этому фильму. Хотя было бы неправильно назвать его полноценным фильмом. Это скорее кинематографический эксперимент, который поражает во время просмотра и шокирует после него. И самое главное, оставляет после себя такое количество вопросов, которого хватило бы на десяток фильмов попроще. Именно споры, теории и разгадки тех немногих, кто посмотрел кино, и продлило жизнь творению Томаса Джейна, что автоматически забронировало ему место в топе.
9. Американец / The American (2010)
реж. Антон Корбайн
Приятный сюрприз. Честно, совсем не ожидал. Но фильм настолько оказался близким мне по духу, настолько круто преподнес свою атмосферу, что в полудреме кинотеатра все это смотрелось как ожившая картина из самых лучших музеев. Это In Bruges и The Limits of Control этого года, и для меня это знак высшего качества.
8. Неуправляемый / Unstoppable (2010)
реж. Тони Скотт
Еще один сюрприз, пожалуй, еще больший, чем «Американец». И все потому что кино от Тони Скотта никогда особо не пользовалось у меня популярностью. Он снимал какое-то хорошее кино, которое редко до меня доходило. И тут вдруг построенная на примитивных мотивах, на простых персоналиях и преподнесенная в стиле опостылевшего жанра фильмов-катастроф картина, который чуть более чем полностью наполнен таким экшеном, что простите, слов нет. Кино хватает за жабры и тащит вас к финалу с такой силой, что только с мясом их потом не отрывает. После только что и остается, как вытирать пот со лба.
7. Три дня на побег / The Next Three Days (2010)
реж. Пол Хаггис
Было бы правильнее поставить этот фильм и предыдущий на одну ступеньку. Они оба выступают в одном жанре «внезапное осеннее обострение». И, пожалуй, единственным преимуществом фильма Хаггиса является наличие в нем Рассела Кроу, человека, которого мало кто круче в этой индустрии. Совершенно обычное кино, которое насилует одну единственную тему - семейные ценности, и выясняет, на что готов пойти человек ради спасения своей семьи. И с каждым кадром Хаггис и Кроу умудряются удивлять, ничего откровенно нового или особенного не показывая, но в итоге оказываясь тем, что лучше большинства фильмов этого года.
6. Посланник / The Messenger (2009)
реж. Орен Моверман
Первый гость из 2009 года. Как я писал в феврале, чуть ли не каждая сцена в этом фильме настоящая эмоциональная бомба. Дуэт Фостера и Харрельсона вытворяют какие-то невероятные вещи, заставляя находится в напряжении весь фильм. Их совместное выступление пример того, как два сильнейших мужских персонажа уживаются в одном кадре, не мешая друг другу, а идеально друг друга дополняя. Помешать насладиться этим фильмом вам может только патологическое отвращение к американской армии. В остальном же это кино с большущей буквы, которая на безнадежной теме выстраивает фильм безграничной мощи и кинематографического экспириенса. На совместных сценах Вуди и Бена ваша челюсть стабильно будет покидать свое законное место.
5. Погребенный заживо / Buried (2010)
реж. Родриго Кортес
Если бы этот мой пост являлся бы речью, и я выступал с ней перед аудиторией, то перед рассказом об этом фильме мне бы следовало сделать паузу, выпить воды и собраться с мыслями. Собственно последнее самое главное и самое сложное. И все потому что я до сих пор не могу понять, как люди смогли снять нечто подобное. Опуская все попытки сделать кино актуальное, получите и распишитесь за кино необычное. Говорить что «ах, как же они умудрились снять фильм о мужике в гробу?» будет дурным тоном, но вы попробуйте, удержитесь. Мощнейшее кино, опыт просмотра которого мало с чем сравним. Иногда это больше чем просто кино, и оно будто сходит с экрана, сыплет вам на голову землю, светит в рожу фонарем и душит, душит и душит. И пока не истекут эти мучительные 90 минут, сбежать от этого необычного чувства не представится возможным. Самое жесткое, самое депрессивное кино года, которое хочется забыть, лишь для того чтобы посмотреть снова. В противном случае повторный просмотр может оказаться роковым. Спасибо, у меня все.
4. Неудержимые / The Expendables
реж. Сильвестр Сталлоне
Я бы сейчас написал «фильм-скандал», если бы вся кружащая вокруг этой картины атмосфера не утомила бы меня до беспамятства. Многие фильмы становятся великими лишь потому, что вокруг них ведутся споры. Я не знаю судьбу фильмов, вокруг которых разгораются войны, но The Expendables именно такое кино. Помимо того, что это крутейший олдскульный боевик, ностальгический ушат воды и отличный способ весело провести пару часов, это еще и отличный повод узнать о вкусах твоих знакомых чуть больше и устроить естественный отбор, который выявит настоящих мужиков, любящих настоящее мужское кино и... остальных. Кто эти остальные? Об этом не здесь и не сейчас.
3. Начало / Inception (2010)
реж. Кристофер Нолан
Волчок упал. Самое убедительное кино года по эту сторону от The Social Network. Самое продуманное кино года. Самое высокотехнологичное кино года. Самое стильное кино года по эту сторону от A Single Man. И как оказалось чуть ли не самое простое в году уходящем. Нолан, откровенно валяя дурака экранизирует то, что рождается в его воспаленном мозгу. Но в отличии от режиссеров-придурков, делает это в присущей, кажется, только ему манере, когда он скорее заставляет нас видеть то, что мы хотим, а не то что заставляют нас видеть актеры, сценаристы, монтажеры. После просмотра Inception споров было больше, чем вопросов. Последних, кажется, и вовсе не было, но видимо в этом и был смысл вторжения в наш мозг со стороны этого хитрого британца.
2. Запись утеряна...
1. Потрошители / Repo Men (2009)
реж. Мигель Сапочник
1 апреля этого года я был подвержен самому большому розыгрышу в своей жизни. Фильм от неизвестно кого, с непонятно каким сюжетом, с редко вызывающим доверие Джудом Лоу, сорвал банк, выиграл лотерею и покорил этот чертов Эверест. Во время просмотра я испытал такую гамму эмоций, что некоторые из них мною до сих пор не изучены. Творящиеся на экране беспредельное безумство чуть ли не каждую минуту срывало стоячие овации от меня лично. И все потому что смелее, бескомпромисснее и ярче фильма в этом году не было. Предыдущее предложение дает исчерпывающий ответ, почему фильм оказался на первой строчке и опередил остальные уважаемые фильмы. Надерганное из всех наших любимых кинолент, не чурающиеся крови, черного юмора и нестандартных ходов кино, которое даже стоя одной ногой в гробу умудряется основательно дать курнуть всем фильмам года. Будучи оригинальным и смелым, в этот век сиквелов и ремейков, он предсказуемо провалился. И на это можно найти тысячу причин, но кому-то это нужно? Только не мне. В моих глазах это кино навсегда останется самым крутым первоапрельским розыгрышем. Примерно с 1 апреля я стал называть Repo Men фильмом года. Сейчас декабрь, а изменений почти нет.
1. Монстры / Monsters (2010)
реж. Гарет Эдвардс
Про «Монстров» мною было так много сказано, что добавить вроде бы и нечего. Знаете, я представляю себя стоящим рядом с огромным стэндом этого фильма, мимо которого проходят недовольные им люди, а все что я могу сделать, так это только развести руками. Мне совершенно непонятно, и не будет понятно никогда, откуда вообще берутся те, кто этот фильм не любит. Оставим убогих с их мнимыми претензиями по поводу отсутствия щупалец. Но уважаемые, как самое необычное (и в тоже время простое) кино, с самыми живыми персонажами года, чьи отношения реальней жизни, не может понравиться вам, начитанным, образованным, ценящим любовь и неподдельные эмоции людям? Почему-то именно в подобные моменты вы предпочитаете включить сухой расчет, а не доверится сердцу. Именно к «Монстрам» вы подходите с энциклопедическими знаниями в области режиссуры, операторской работы и монтаже, предпочитая закрывать глаза на недостатки других лент. Monsters редкое кино и следует ценить момент, пока не случилось что-то страшное. Потом ведь будет поздно.
Ответ на вопрос «А где же «Повелитель бури» йоу?» содержится
здесь. Думаю, выше награды этому фильму у меня нет, кхм.
Click to view