Честно говоря я очень ждал этот фильм. При всей скандальности и пафосности фигуры Михалкова, я всегда верил в него, как в режиссера (и актера, разумеется) и никакие скандалы, слухи и сплетни, никакие его высказывания не рушили в моей голове его творчества, того что он делал в кино. Поэтому когда вокруг русское кино не собиралось оживать (были лишь легкие попытки, изредка удачные), я верил что придет Батька и покажет как надо. Без шуток, сарказма, я честно верил.
3-х часовое полотно о Великой войне не оказалось Великим. Да, это набор короткометражек, половину которых хочется вырезать, а другую исправить. Нет, не могу согласиться, что Мижалков заигрывал с молодежью, несколько комедийные эпизоды вписываются в фильм без помарок и являются просто более расслабленными. Да, моментов, где Михалков увлекается глупостями предостаточно ("прощание с миной", "немецкая задница", "финальные сиськи"), есть моменты которые выглядят просто неестественно (прыжок через забор отдает супергеройскими фильмами), другие не показаны во всей красе и ужасе (танковая атака в непроглядном снежном буране). Но как это играется, как это выглядит совсем неважно лишь из-за того, что кино не работает.
Не берет за душу, не бренчит на струнах души, не заставляет пустить слезу или сжать кулаки от отчаянья. Герои играют, стреляют, убегают, убивают, кричат и говорят. Но это никак не влияет на тебя, как на зрителя. Эмоции вызывают лишь вставки первой картины, склеенные с кусочками новой. Но ведь понятно, первый фильм настоящий шедевр и работает даже в таких условиях. Вот, например, сцена с сжиганием людей в амбаре. Это должно быть страшно, горестно. Сколько об этом рассказано было в историях о войне, как сжигали целые деревни, стариков и детей. Здесь же поджог, убийство, не трогают, они просто не действуют. Облили керосином, огнеметы к бою и... все. Крики, стоны, мольбы просто не доходят до зрителя. Акценты смещены к двум другим героиням, а за них тем более не переживаешь. Хотя стоит признаться, что слова женщины в какой-то степени праведны. Хоть и ужасны. Или вот сцена с танковой атакой, которая опять не работает и показав лишь вспышки и крики, заканчивается. Эмоций самый минимум, а ведь это должно быть иначе. Не мне учить Михалкова как снимать кино, не мне об этом говорить, но если от просто разговоров героев фильма "12" у меня бежали мурашки по спине, то от убийств в УС-2 мне ни холодно, ни жарко. И это самое обидное. Кино пустое, не эмоциональное. Спасибо, что оно не пафосное (ну вот вообще без сахара), но оно пустое. Пустое. Поэтому ничего конкретно хорошего и ничего плохого о фильме сказать не могу.
Из положительных моментов стоит упомянуть Евгения Миронова. И даже не из-за того, что эпизоды с ним были достаточно комичны, нет. Просто он был убедителен. Он превосходно сыграл. Да и сцены в этих окопах - это лучшее, что есть фильме. Плюс мне понравилась первая половина картины.
Из особо отрицательных, хочется пнуть нарезку продолжения, в которой чуть ли не весь фильм пересказали за минуту. Я считаю, что так нельзя делать рекламные ролики. Повторного упоминания удостаивается самая глупая и ненужная сцена с сиськами на морозе в финале фильма. Зачем она нужна? Зачем, Никита Сергеевич?
Скажем так, я не разочарован. Очень удивительно, учитывая мои ожидания. Есть надежда и она всегда будет, на третью картину, тогда пазл соберется и все будет решено. Пока сейчас никаких эмоций и никакой критики. В любом случае, я считаю, что сие кино много интересней большинства отечественных картин. Даже находясь в не самой лучшей форме. О походе в кинотеатр нисколько не жалею. 3-х часов не заметил. На продолжение пойду.