Эвенкия мерзнет без старого барина
В эвенкийском поселке Ванавара взорвалась котельная. На улице там тогда было минус 50. Отчего произошел взрыв на момент написания этих строк пока так и не известно.
Что нужно делать с населенным пунктом, который при 50-градусных морозах остался без тепла? Правильно, эвакуировать. Телеканалы широко разрекламировали приезд делегации эвенкийских школьников в красноярский кадетский корпус.
Уехали, правда, не все. Кое-кто остался. Оно и понятно - надо же восстанавливать котельную. Для того чтобы эти люди в своей Ванаваре не замерзли, им привезут мини-ТЭЦ. Ну, так обещали. Вроде до Нового года должны уложиться.
Такой же аварийный набор собираются завести в Байкит, Туру и Хатангу. Видимо, есть понимание, что там тоже может рвануть.
Оно и понятно. Старый хозяин эвенкийских земель - Михаил Ходорковский - давно и безнадежно сидит в колонии под Иркутском. Компания «ЮКОС Вест Трейд» в свое время была создана им специально для финансирования нужд Эвенкии. Не то чтобы из большой любви к людям. Скорее по велению элементарного здравого смысла - территорию, на которой собираешься долго и плодотворно работать, надо поддерживать в мало-мальски приличном состоянии.
А потом Ходорковского посадили, Эвенкию объединили с Красноярским краем, и все вместе мы, как вам известно, совершили большой экономический рывок. А имущество «ЮКОСа» досталось компании «Роснефть». И она об Эвенкии особенно не заботится. Опять же, не то чтобы из-за какой-то природной ненависти к этой территории, а просто нет у «Роснефти» на ближайшее время каких-то грандиозных планов относительно эвенкийских нефтепромыслов. Другим заняты.
Так что, мини-ТЭЦ, скорее всего, северянам пригодятся.
И, наконец, построили!
Закончился, наконец, ремонт БКЗ. Длился он 3,5 года. Сроки сдачи работ сдвигались трижды. То кладбище древнее под концертным залом откопают, то кран там упадет, то еще чего. Всего из краевого бюджета на ремонт БКЗ было потрачено 3,5 миллиарда рублей. Хотя сначала собирались потратить всего 800 миллионов. Но ведь аппетит приходит во время еды!
Прямо скажем, ремонт многих известных во всем мире концертных залов обошелся куда дешевле. Но у нас в Сибири люди широкой души - им для Отчизны ничего не жалко! Особенно государственных денег. Которые волшебным образом становятся твоими, если ты их правильно, как говорят в определенных кругах, освоишь.
Так что на что же были потрачены огромные деньги?
На дешевенькие кресла, которые больше подходят для захолустного ДК, нежели для концертного зала мирового уровня. На облицовочную плитку разных оттенков (это все равно, что вы бы у себя дома обои разных цветов на стены поклеили). На дешевый гипс, который в основном применялся при отделке.
Можно, конечно, сказать, что многочисленные косяки и недоделки, допущенные при реконструкции БКЗ - это от головотяпства. Но так говорят граждане, которые не видят дальше собственного носа. А то бы понимали, что рано или поздно нужно будет проводить ремонт для ликвидации последствий ремонта - менять разваливающиеся и ободранные кресла, плитку, отделку. А это - новые контракты, новые деньги, новое осваивание бюджетных средств!
РУСАЛ обиделся
В Красноярске развернулась очередная алюминиевая комедия.
Депутаты Законодательного собрания, близкие к руководству «Норильского никеля», активно заговорили о том, что «РУСАЛ» недоплачивает налогов в бюджет края. Мол, они там толлингом промышляют и деньги уводят.
Что есть толлинг? Это когда привозят на алюминиевый завод глинозем из-за границы. На заводе из глинозема делают алюминий. За это заводу платят. Хозяин иностранного глинозема. Он же, на самом деле, и хозяин завода. Но юридически это совершенно разные конторы.
Так вот, завод получает деньги из-за границы - ему как бы платят за услуги по переработке глинозема в алюминий. И с этой суммы завод потом платит налоги. А рыночная цена полученного алюминия на размер налогов не влияет никак. Грубо говоря, завод получает рубль за производство алюминия из иностранного глинозема, и с этого рубля платит налоги. А полученный алюминий потом продают за границей за тысячу долларов. И с этой штуки баксов местный бюджет не получает вообще ничего.
Депутат Раиса Кармазина заявила, что несколько лет назад доходы от Красноярского алюминиевого завода составляли около 30% бюджета края, однако после перехода предприятия на толлинговые схемы, доля завода в налоговых поступлениях снизилась всего лишь до 2%. «Это сопоставимо с налогами гостиницы «Красноярск», - сказала Кармазина.
Тут же последовали утечки в прессе. Мол, «Русал» в этом году заплатил только 1,2 миллиарда рублей (это меньше чем стоил ремонт БКЗ). На что «Русал» тут же ответил, что на самом деле он заплатил 3,2 миллиарда (но это все равно меньше, чем отделка БКЗ)! А глинозем, мол, мы везем из Ачинска и только совсем чуть-чуть из Казахстана, потому что Ачинский глиноземный комбинат (он тоже принадлежит «Русалу») не может дать столько, сколько надо!
Казалось бы, есть же официальные лица, которые официально знают, сколько официально заплатил «Русал» налогов в краевой бюджет! Но эти лица предпочитают молчать. Потому что они, как и депутат Кармазина, родом из Норильска. Кто географически, кто духовно, а кто и финансово.