Музеи бывают разные...

Jul 13, 2024 20:10

Государственные, частные и личные. И если с государственными и частными все ясно, то личный это только твое в стиле "моя прелесть". Правда, сейчас речь пойдет о частно-государственном (звучит уже парадоксально))) музее... Погнали.
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге находится в стенах Шуваловского дворца, что по адресу Набережная реки Фонтанки, 21. Считай один шаг от Невского. Если идти с правой стороны Невского проспекта в сторону Дворцовой, то сразу за Аничковым мостом и нужно сворачивать. Буквально два здания и вот он, вход в музей Фаберже, в котором уже со входа любуешься красотой места.
Шуваловский дворец место знаковое, хотя в Питере каждый дворец, каждый дом знаковый, тут в центре живая история, и по праву считается одним из красивейших дворцов Северной Пальмиры. Построен уже в конце правления Екатерины Второй и в несколько этапов. И с тех пор чего в нем только не было: и музей быта, и дом Печати, и Дом техники, и даже Дом дружбы и мира... пока в 2006 году не началась реставрация, чтобы 19 ноября 2013 года в отреставрированном здании открылся Музей Фаберже. При этом это первый музей в России, который является частным музеем федерального масштаба.
Началась история экспозиции музея в 2004 году, когда Виктор Вексельберг выкупил у потомков американского миллиардера Форбса всю его коллекцию, которую тот собирал в течение всей своей жизни, и которую те самые "благодарные потомки" планировали распродать, чтоб не пылилось... Каким образом удалось договориться о продаже целиком и каких реально денег это стоило - открытые источники умалчивают, однако этот поступок смог сохранить коллекцию для нас и не дать разлететься по миру в частных руках...


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Если говорить о современности, то ныне коллекция музея насчитывает более 4000 предметов. И отдельным фактом можно отметить, что наравне со знаменитыми предметами с меткой Фаберже есть и работы его конкурентов Рюкерта, Хлебникова и многих других.
Отвлечемся немного на личность создателя такого бренда... Петер Карл Густавович Фаберже и придумал те самые яйца Фаберже, сделав свою фамилию бессмертной и нарицательной. История создания шедевров началась в 1885 году, когда Александр Третий дал указание изготовить для своей супруги подарок к Пасхе. Так и понеслось... Точное количество всех яиц неизвестно, но та же википедия говорит, что известно 71 яйцо, до нас дошли 65. Насчет императорских мнения расходятся: где-то есть цифра в 54, где-то в 52, и что до нас дошло всего 48 штук, сделанных именно по заказу царской семьи.
Справедливости ради стоит сказать, что к созданию яиц прикладывали руку многие ювелиры из фирмы Фаберже, которые трудились не покладая рук...
Конечно, революция перечеркнула дело всей жизни и ему пришлось бежать, при этом все, что было на фирме и в магазинах было национализировано. Какую-то часть предметов передали в хранилище Кремля, чтобы потом стать частью Алмазного фонда. Некоторые были проданы, и некоторые пишут что практически за бесценок.
Однако, вернемся в наши дни... и тут можно спокойно словить диссонанс, потому что и сама экспозиция и окружающее не дают расслабиться ни на секунду. Находясь в зале стоит смотреть не только на представленные предметы, но и вокруг. На удивление витрины с предметами красоты вписаны в окружающее пространство. Не сказать, чтобы идеально, но достаточно искусно... И переходы из зала в зал, и само расположение витрин диктуют маршрут осмотра.
Тем более, что и вазы-кратеры являются частью экспозиции)))



фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Достаточно сложно смотреть во все стороны сразу, но что поделать... У каждого предмета можно застыть надолго, а легендарные яйца просто завораживают и заставляют задержаться дольше чем на пару минут.
Например, пасхальное яйцо "Коронационное" является подарком Николая Второго своей Супруге Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. И оно хоть и считается яйцом Фаберже, так как сделано в стенах фирмы, но в создателях указывают одного из известных мастеров фирмы - Михаила Перхина. Наполнение уникально - точная копия коронационной кареты, которая была создана при Екатерине Второй. И тут всплывает второе имя фирмы Фаберже - Штейн, именно он создал карету с поразительной точностью и в таком масштабе. Да еще есть упоминание, что когда реставрировали настояющую карету Екатерины, то посматривали на эту копию, чтобы воссоздать все детали.


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

А вот это тоже пасхальное яйцо, но своеобразное, под названием "Лавровое дерево", которое Николай Второй подарил своей матушке Марии Федоровне в 1911 году. Красота каждой линии просто поражает...


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Или вот это розовое роскошество для герцогини Мальборо, сделанное в 1902 году...


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Фотографировать такие экземпляры трудно не только потому, что они шикарны, и фото не передаст блеска и красоты, но и потому, что хочется же со всех сторон обсмотреть каждый предмет, а это превращает пост просто в нечитаемый огромнейший список. Так что оставим подробные рассказы специалистам, и пройдемся дальше...чтобы посмотреть на богатейший набор для пунша от фирмы Кузьмичева для той самой "Тиффани". Датируется 1887 годом. И при должном желании можно прочесть каждую надпись...


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Или потрясающий набор для крюшона: рассматривать и рассматривать. И поднос, и черпак входят в этот набор. Датируется 1894 годом, изготовлено фирмой Хлебникова.


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Причем рассматривать стоит не только такие большие "штуки", но и так называемая мелочь тоже весьма интересна. И очень жалеешь что нельзя взять в руки и посмотреть поближе, например, вот этот изумительный маникюрный набор...


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Некоторые витрины собраны по цветовому сочетанию. Разнообразие оттенков розового, как и материалов, и предметов самого разного назначения просто поражает. Например, вот то большое и треугольное - это треугольная рамка с фотографиями Александра Михайловича и Ксении Александровны. Тут уже постарался мастер Аарне из фирмы Фаберже. Датируется 1903-1904 годом.


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

А чего стоит целая витрина портсигаров... Двух часов, что мы там провели оказалось мало, но поскольку мой спутник уже устал, то стоило заканчивать осмотр, оставив дальнейшую детализацию на последующие визиты. Да, планирую вернуться... и желательно в одиночку. Такую красоту не со всяких захочется поделиться)))
И да, не забываем поднимать головы и рассматривать обстановку - они ничуть не хуже, чем представленная коллекция... Освещение не всегда дает сфотографировать без бликом, тем более, что все окна зашторены, но даже при таком интересном освещении бликов получается значительно меньше, чем в других музеях...
Фотографировать на телефоны разрешается, только без вспышки, и бдительные суровые дяденьки в костюмах бдят за этим точно так же как и за порядком))


фото сделано на мой замечательный китайский тапок

Forever yours,
Рыж

10 музеев, #10музеев, летний марафон, челлендж, #летниедни, 365days, летние дни, любимый Петербург, впечатления

Previous post Next post
Up