Те, кто в курсе сразу ответят, что "на Большом Каретном", там же где и черный пистолет... А те, кто не в курсе лишь недоуменно пожмут плечами. Иногда складывается впечатление, что Владимира Семёновича Высоцкого знают практически все, а иногда, что только старшее поколение да мы. Конечно, впечатление субъективно. Разные люди разного возраста слушают... Иногда сразу не понимают, потом возвращаются, а иногда влюбляются сразу... Можно не любить хриплый голос Высоцкого, можно любить до беспамятства, но остаться к нему равнодушным очень сложно...
Краткая справка: Владимир Семёнович Высоцкий, поэт, актер театра и кино, неподражаемый Глеб Жеглов, бригадир Рябой, отчаянный Гамлет - это все он. Родился в 1938 году, и оставил после себя множество песен и фильмов. Не буду говорить о смерти, там все можно было изменить, да вот так сложилось... Человек сложный, и одновмеренно простой, стал частью истории нашей культуры, наших песенных направлений.
Так что когда прислали приглашение, хоть и чисто формальное, но все же, то решено было сходить в гости. Тем более, что в моем окружении Высоцкого знают и любят.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Музей спрятался на одноименной улице, улице Высоцкого, в доме номер 3, в переулках возле Таганки. Выбор места неудивителен, ведь с осени 1964 года в его жизни прочно закрепился театр на Таганке под руководством Юрия Любимова, который был художественным руководителем театра аж дважды, но речь не о нем.
Переулочки старой Москвы не дадут заблудиться, и дорогу к театру укажут легко и быстро, главное видеть указатели))
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Да и сама вывеска музея вполне себе необычная, отвечающая теме и внутреннему наполнению.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Вообще история музея весьма примечательна. Когда-то (а именно в 90-х) эта улица называлась Нижним Таганским тупиком, а сам дом был списан с жилого фонда и как раз съезжали последние жильцы. И хоть в этом доме он не жил, не работал, и вообще много что не, но посчитали, что именно о таком доме и писал Высоцкий. И в итоге в 1992 году музей был создан официально, но только в 1996 году началась масштабная реконструкция и ремонт здания, и руководил этим ремонтом директор нового музея Никита Владимирович Высоцкий. Да, сын поэта стал директором музея имени отца. Улочка-то стала улицей Высоцкого не так давно, всего-то в 2015 году, объединив под одним именем две улицы Нижний Таганский тупик и Верхний Таганский тупик.
Но возвращаясь к музею...
Занимает он три этажа с самыми разнообразными экспозициями, исключая первый этаж. Тут все сурово: вход, рамки, охранники, касса, сувенирка...
схема честно стырена с
сайта Нам не очень повезло и в кассе оказалась на редкость неприветливая кассир. Не знаю в чем было дело, но или нам так не повезло, или дама очень устала заранее (а мы пришли к открытию), но дама молча выдала нам билеты, словно одолжение делала, и никоим образом не пояснила, что в билеты не входит посещение мемориального кабинета Владимира Высоцкого, расположенный на третьем этаже, хотя мы просили полные билеты с доступом везде! Если учесть, что кабинет открывается по сеансам и несколько раз в день, то попасть мы не успели. Ну ладно, пусть это останется на ее совести))) А может она была заранее недовольна количеством шумных школьников, потому как именно в этот день проходили какие-то квесты по музеям и в залах становилось многолюдно и шумно, даже если эти самые подростки и старались говорить тихо))
Начало экспозиции на разделенном на несколько залов втором этаже примечательно своей атмосферой, ламповостью с налетом ностальгии, она сразу погружает своим светом в тему прошлого и начинает с генеалогического древа, хоть и достаточно сложночитаемого...
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
"Противопоставлена" древу так называемая линия жизни, то есть города и песни в виде диапазона старого радиоприемника, радиолы, когда приходилось крутить ручку, чтобы настроить)) И это действительно сделано здорово. Было удивительно, что взрослые, приходившие в музей, не знали что это такое и как с этим управляться, но смотритель быстро объясняла... Здесь можно застрять надолго.
фото честно стырено с
сайта И зал ведь небольшой, но каждый уголок наполнен информацией по максимуму. Например, вот так элегантно и красиво спрятаны самые разные документы и пояснения, включая письма из детства, которые можно найти в выдвижных витринах ниже.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Если рассказывать про каждый уголок, то получится просто огромнейший пост, но я остановлюсь только на самых запоминающихся. Например, вот эта фотолетопись, в которой запечатлены годы до окончания института заставила нас застрять возле нее на добрых 20 минут, пока мы не рассмотрели все фото, не прочитали все справки и пояснения. Стоит сказать, что эта фотолетопись пользовалась особенной популярностью, и перед нами внимательно читал мужчина с сыном, и после нас засели читать, только нетерпеливые периодически совались, да возмущались: сколько можно читать, полистали да побежали, хотя никто не мешал точно так же с нами читать... Момент на самом деле спорный, читают все с разной скоростью, с разным словарным запасом, информации в фотолетописи предостаточно, и рассчитано все именно на чтение, что для таких торопыг не подходит никоим образом. Зато для тех, кому интересно, даже скамеечка стоит, чтобы внимательно все прочитать в удобстве.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Переходишь дальше и попадаешь в гостиную советской квартиры, что является частью обстановки квартиры Владимира на Малой Грузинской улице. Помимо элементов обстановки тут есть небольшой кусочек кухни... в которой можно позвонить и увидеть/услышать часть песни "Ну вот, исчезла дрожь в руках" к фильму "Ветер надежды". Впечатление от финала несколько мистическое, особенно как Владимир уходит...
Видео снимать запрещено, но там не до съемок... мы просто стояли и слушали, словно были случайными свидетелями кусочка жизни.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Следующий зал полностью посвящен театру и кино: его роли, его костюмы (правда, их немного), и практически везде можно послушать, посмотреть отрывки, да почитать пояснения. В этом зале застрянешь надолго, ведь фильмов и ролей много, и очень много любимого. Зал сначала кажется пустым, с минимумом обстановки, но сделано это для полного удобства посетителей, чтобы никто никому не мешал... Хотя вывод на экраны некоторых фрагментов фильмов или записей репетиций может и отвлечь))
фото честно стырено с
сайта Над этим залом расположен небольшой кинозал, так называемая антресоль, но мы туда не пошли, в этот момент ничего не показывали))) Так что двинулись на третий, к мемориальному кабинету, только чтобы обнаружить недействительность наших билетов. Ну и ладно, ну и пошли мы дальше. Однако, и зал третьего этажа нас удивил... своей обстановкой. Очень здорово решена нехватка места под все вещи, при этом умудрились как-то сохранить ощущение пространства и воздуха.
фото честно стырено с
сайта И при этом каждый уголок наполнен по максимуму: здесь и выдвижные шкафчики, и интерактивные экраны, и небольшая подборка магнитофонов, и гитары Владимира Семёновича... Тут получасом не отделаешься))
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Не считаю нужным показывать все-все-все. Это и утомительно, и может стать скучным. Однако, сам музей очень уютный и достоин того, чтобы его посетить. Тут очень ностальгическая и теплая атмосфера, которая погружает в жизнь Высоцкого. Каждый уголок сделан с любовью и рациональностью, нет ничего лишнего, нет спертости и нет ощущения наваленности и неуместности. Наверное, таким должен быть настоящий музей: не просто набор предметов или экспозиций, а с оглядкой на личность и жизнь известного человека, будь то Высоцкий или Левитан, Цой или Пушкин. Не имеет значения кто по роду деятельности он был, но если создавать музей с таким подходом, он будет намного интереснее, чем строгий и официальный.
И пожалуй, на этом и закончим))
Forever yours,
Рыж
фото сделано на мой замечательный китайский тапок