Как-то бытовуха и работа отнимает все свободное время, и пост приходится собирать несколько дней вместо пары часов, ну да что поделаешь. Жизнь пошла такая, стремительная))
Несколько частей уже было...
1.
Смолянки. Часть первая: вводная2.
Смолянки. Часть вторая: Смольный3.
Смолянки. Часть третья: Г.И. АлымоваТак что, продолжаем))
И на очереди у нас Екатерина Ивановна Молчанова... Так же как и Глафира, она была из первого выпуска, потому и изображена в белом шелковом платье, которое было положено воспитанницам старшего возраста.
Судя по всему, это был второй портрет из триптиха портретов старших выпускниц. И если Глафира на портрете олицетворяла собой Аллегорию Музыки, то Екатерине отводилась роль Аллегории Науки...
Сразу оговорюсь, что точная последовательность написания портретов старших девушек неизвестна. Поговаривают, что именно портрет Екатерины все-таки был выполнен первым.
фото сделано на мой китайский тапок
На удивление, о девушке не так уж и много информации в открытом доступе, так что америку (да, именно с маленькой) вряд ли открою. Да и про мемуары нигде не упоминается, что огорчает безмерно...
Екатерина родилась 20 ноября (или 1 декабря по новому стилю) 1758 года в семье коллежского советника. Семья была старинной, но обедневшей, так что девушке светила судьба бесприданницы. Да девочке улыбнулась удача - ее заметила Мария Павловна, супруга обер-егермейстера Семена Кирилловича Нарышкина, и взяла по свою опеку, что и позволило определить Екатерину в Смольный на обучение. И казалось бы, на этом опека и закончилась, ведь девушки не имели права покидать стены Смольного, но Мария Павловна продолжала заботиться о подопечной все время обучения. Например, помимо ежегодных выплат в 200 рублей на мелкие расходы, Нарышкина положила на счет Молчановой 2000 рублей, которые ей выплатили после окончания учебы. Плюс было обещано щедрое приданое (как говорят, по завещанию), если избранник устроит покровительницу.
Девушка использовала свой билет в лучшую жизнь по максимуму, с головой погрузившись в обучение. Все, и преподавательницы, и однокурсницы, отмечали любовь к наукам, серьезность и сосредоточенность. Екатерина предпочитала читать что-то интересное и полезное, нежели участвовать в играх и развлечениях. Но и талантами ее природа не обделила: Молчанова прекрасно вышивала и рисовала, что подтверждалось и письмом Екатерины к другой смолянке.
фото взято
с сайта Так же как и Алымова, Молчанова выпустилась в 1776 году, так же получив золотую медаль и золотой шифр Императрицы. К этому добавилась щедрая пенсия в 250 рублей в год с капитала, который пожертвовала Екатерина II на содержание и приданое тех смолянок из первого выпуска, у которых не было богатой семьи.
В июне того же года, сразу после выпуска, Молчанова была принята ко двору и назначена фрейлиной к невесте цесаревича Павла Петровича принцессе Софии-Доротеи Вюртембергской. Однако через пару лет, по какой-то причине, Молчанова стала фрейлиной самой Екатерины II.
И вот дальше появляется интересный факт: 27 января 1780 года девушка выходит замуж за Сергея Адамовича Олсуфьева, практически своего ровесника. Сведений об ухаживании и прочем не нашлось, отчего многие считают, что брак-то договорной. Супруг был сыном Адама Васильевича Олсуфьева, статс-секретаря Екатерины II, чья вторая жена Мария Васильевна (в девичестве Салтыкова) приходилась сестрой Сергея Салтыкова... любовника императрицы.
Закручено получилось)))
Впрочем, жизнь при дворе и не только там из таких моментов и состоит, чему уж тут удивляться)))
И судя по всему, брак был довольно удачным, потому как супруг тоже был интеллектуалом, что позволяло жить в уважении и мире в семье. Да и отпрыски радовали... хотя не обошлось и без потерь: не всем детям было суждено прожить долгую жизнь. К тому же вызывает вопрос дата рождения одного из сыновей.
Дмитрий Сергеевич родился около 1780 года (точной даты не удалось найти), и это позволяет предположить, что замуж-то Екатерина выходила будучи беременной. Факт, конечно, притянут за уши, но для точной информации нужно полазить по библиотекам да разным метрическим книгам))
Дочь Мария Сергеевна родилась уже после свадьбы в 1780 году, но скончалась от чахотки в возрасте 25 лет (в феврале 1805 года).
Дочь Елизавета Сергеевна родилась 8 января 1782 года и прожила до 1799 года. Причина смерти не указывается.
Дочь Екатерина Сергеевна родилась в 1785 году, но умерла в 1789 году. Причина так же не указана.
Сама же смолянка благополучно дожила до 50 лет, что считалось солидным возрастом того времени, и скончалась 3 сентября 1809 года в Петербурге, немного не дотянув до 51 года жизни. Похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище.
Спустя 9 лет (в 1818 году) супруга похоронили рядом.
И сказать бы, что горевал он все годы, да нет: в 1812 году женился второй раз, на вдове Елизавете Александровне Романовой, в браке с которой было двое дочерей: Любовь и Надежда...
На этом можно было бы и закончить историю одной из первых смолянок, но очень многих не оставляет мысль, что в более позднюю эпоху Молчанова могла бы добиться гораздо большего, чем просто быть фрейлиной. И, пожалуй, на этой мысли и закончим.
Хорошая точка такой истории.
Forever yours,
Рыж