Библиотека имени В.И. Ленина. Часть третья: читатель, телелифт и хранилище

May 09, 2022 22:37

Ну что, продолжаем про библиотеку...осталось-то всего ничего)))
Уже было рассказано про историю библиотеки: вышло аж две части))) Часть один и Часть два
Пост будет сумбурный: все вместить - это выйдет еще два поста с подробностями, а растягивать не хочется. Наскучит))
Так что пост будет длинным, многабуквенным и разнообразным!
Готовы?
Тогда погнали))

Начнем с начала... нет, не с истории любви человека к писанине вроде царапанья на скале разных фигурок и палочек, а с читателей. Сейчас записаться в библиотеку вообще не составляет труда: приезжаем, топаем во второй подъезд вместе с паспортом, заполняем карточку, сдаемся оформителю, и через пять минут читательский билет и с фото в стиле его так и не поймала полиция официальных документов уже у нас в руках. Не знаю как другие фото, а мое вышло хуже чем в паспорте)))
Ну и собственно все, можно идти в залы и читать.
Отдельное спасибо сотруднику-консультанту, который расскажет, покажет, проверит и выдаст талончик на оформление билета, и подскажет куда идти потом. Совершенно очаровательная дама!

Отступление первое: говорят, что можно записаться и онлайн, но способ не проверяла, да и для прохода в здание все равно нужен физический билет.
Отступление второе: каждый читатель приписан к конкретному залу, номер выделен цветом на билете, и книги читатель будет получать и сдавать только на стойках выдачи этого зала. Работать с ними можно в любом из доступных залов, но получение и сдача только в одном месте.

Сейчас вход в основное здание возможен только "с тыла", потому что шикарную главную лестницу ремонтируют, но это нисколько не портит атмосферу. К слову, с большими рюкзаками не пускают, как и с другими книгами. Если это есть, то придется оставить в гардеробе. Ноутбуки проносить разрешено)) Ну и заодно выдадут листок, на котором будут все отметки о получении и сдаче книг, и отправят в залы... И не вздумайте терять листочек, а то потом заколебетесь доказывать что вы все сдали, просто листок посеяли или, хуже того, выбросили случайно пока на обед ходили.



фото сделано на мой китайский тапок

Последний раз в Ленинке я была о-очень давно, столько не живут, но ладно)), но воспоминания до сих пор остались: я приходила в библиотеку, искала в каталогах (крафтовые карточки в ящичках до сих пор вызывают умиление) нужное, потом шла к консультанту с выписанным, он заказывал, и через час (или полтора, уже точно не помню) заказанное уже у тебя. Это время можно было потратить на поиски следующей партии литературы. Поскольку на тот момент писалась большая исследовательская работа, то материалу пришлось перелопатить дофига. И это если вспомнить, что днем я работала, вечером училась, а выходные пришлось месяца четыре проводить в библиотеке, то весело мне было примерно с ноября по февраль, пока не прошла защита этой работы. Вообще, время было веселое, но сейчас на такой движ не согласилась бы))



фото сделано на мой китайский тапок

Ну и как не вспомнить, что если заказ был на что-то выходящее за формат А4 (например, альбомы и чертежи формата А3 и больше, а они у меня были), то приходилось ждать и дольше. Почему? Так "доставщик" до сих пор не имеет нестандартных ящиков, и такое приходится доставлять старым дедовским способом - руками и ногами сотрудников.
Читатель большую часть движений и не видит, он заказал, ждет, получает, читает и сдает. Его миссия выполнена.
Кстати да, об этом не упоминала, но в Ленинке нет абонемента, книги из библиотеки выносить нельзя. Таковы правила, и они совершенно справедливы: почитал, сдал, а то охоться потом за книгой какой месяцами. Хотя и тут есть нюансы, если ты планируешь работать с книгой завтра, то ее оставят для тебя на стойке выдачи на определенной полке, и выдадут завтра, чтобы не искать снова. И в карточке сделают соответствующую отметку.
Но вернемся к книгам. Мне всегда было интересно, а что скрывается за таким простым действием "заказал - получил".
На сегодня книгу можно заказать аж тремя способами: с сайта на своем ПК или мобильнике, для этого надо авторизоваться в системе по читательскому билету, с терминала в зале (в каждом зале есть компьютеры для электронного заказа), и у библиографа.
Стоит сделать оговорку, что к библиографу идут когда точно не знают какой объем литературы ему может понадобиться. Собственно, новички как раз и приходят к нему в 80% случаев)))
Как только читатель нажимает кнопку подтверждения, так заказ тотчас летит в нужный отдел, ведь сортировка по шифру книги работает как часы. У сотрудника отдела тотчас печатается бланк, содержащий полную информацию: читальный зал, к которому прикреплен читатель, ФИО читателя, и данные книги (шифр, автор, название).



фото честно стырено вот отсюда

Между прочим, тут сохранился способ доставки заказа через капсулу пневмопочты (не воспользовалась, но информацию нашла), но чаще всего заказ отправляется в электронном виде. Зная нашу систему и трепетное отношение к таким штукам вроде пневмопочты, вряд ли этот способ умер, тем более что она используется, когда поиском занимается библиограф. Он помогает подобрать книги и консультант (или сам библиограф, тут не поручусь)) заполняет бланк, складывает в капсулу и отправляет в путешествие)))



фото честно стырено вот отсюда

В порядке очередности получения заказов сотрудник, который работает в отделе, куда пришел заказ, берет бланки и идет искать по шифру. Опытные хранители знаний с полпинка читают шифры, и им порой и расшифровка не требуется: они точно знают на какой полке лежит заказанное, а если книга популярна, то и место книги знают. Дальше - дело техники: штрихкод найденной книги сканируется, чтобы в системе статус заказа изменился, распечатанный бланк с заказом вкладывается в книгу, а саму книгу укладывают в доставщик, указывают зал и отправляют в путешествие по монорельсу. О нем чуть ниже, поскольку и его получилось посмотреть и изучить.
Сотрудник отдела выдачи получает книги и выдает их читателю, проставляет на листке количество выданных книг, а бланки заказов убираются в книжечку с фамилией читателя (да-да, вот те картонные книжечки, которые я помню еще с детской библиотеки)). При сдаче книг в этом же листке будет проставлена отметка о сдаче.



фото сделано на мой китайский тапок

Только самое вкусное всегда скрыто от глаз: само хранилище и, собственно, система доставки. На удивление в хранилище очень даже пускают, только под присмотром одного из сотрудников. Нам повезло, нас сопровождала Наталья, которая рассказывала много, интересно и живо. Встреча началась в третьем подъезде, откуда надо хитрыми коридорами, минуя охрану, сотрудников, шкафы с каталогами, закрытые двери, и прочая, пройти до заветного лифта и подняться на один из этажей хранилища. Верхнюю одежду и крупные рюкзаки честно отнимут на входе... Причем не в хранилище, а гораздо раньше)) Прям как вошли в третий подъезд, так и отнимут)) Там еще Музей книги есть, но про него пока рассказать нечего.



фото сделано на мой китайский тапок

Поскольку в лифте есть самый настоящий лифтер, и никто никого в одиночку не отпускает покататься на таком прикольном лифте (двери, решетка - все вручную), то доставят прямиком на указанный сотрудником этаж. Каждый сотрудник, если можно так сказать, водит по "своему" этажу. Кто-то показывает 17-й, кто-то 16-й. На нашу долю выпал 15-ый. Именно тут хранится большая часть той самой изначальной коллекции Румянцева...
Первый шок: откуда столько этажей?! Здание хранилища высоткой не выглядит. Секрет прост - высота потолков не так чтобы и большая. Если я вытяну руку, то дотянусь до обрешетки потолка.
Второй шок: ощущение истории от полок со старыми книгами. Это что-то необъяснимое.
Хранилище впечатляет, и просто перехватывает дух от такого объема информации даже одного этажа. Особенно когда видишь уходящий по прямой освещенный коридор, а все остальное тонет во тьме. Для каждого бокового проема свой выключатель и своя лампа).
Не знаю как другие, но для меня эта атмосфера улавливается каким-то другим чувством, не глазами, не обонянием, а нечто иное, что весьма органично выстраивает свою логическую цепочку ассоциаций и восприятия. Это действительно потрясающе, и это адский труд работать здесь, выдавать, получать и содержать все в порядке. Книги имеют свойство умирать, но благодаря особому климату, соблюдению правил, и качественной бумаге, здесь эти символы эпох живут долго...



фото сделано на мой китайский тапок

И если мы видели только стандартные общепринятые стеллажи, между которыми свободно может пройти человек средней комплекции, то на других этажах существуют и подвижные, на колесиках. Такие системы легкие, компактные и позволяют накачать мускулатуру оставлять только один-два проем между стеллажами, и потом перемещать стеллажи, создавая между нужными стеллажами проход, чтобы найти книгу. Например, личная библиотека последней императрицы Александры Федоровны хранится именно в таких стеллажах. Система совершенно потрясающая и позволяет по максимуму экономить место.



фото взято отсюда

Созерцая все это книжное великолепие можно смело утверждать, что хранилище - это настоящий город, со своими улицами, домами и квартирами. Вот только адрес у книги весьма интересный. Если по подростковой библиотеке помнится алфавитный порядок, то здесь им не пахнет от слова совсем. Здесь своя система, которую называют форматно-крепостной. На всякий случай, к крепостному праву оно отношение не имеет, поскольку было предложено французом Ришаром де Фурнивалем веке так в 18-м. Суть такой схемы в разделении книг на группы по форматам (если грубо, то размеру книги, и не до сантиметра, конечно же), и уже в каждой группе идет размещение по инвентарным номерам.
Например, широкий формат хранится стопками, горизонтально, и существует правило не делать высоких стопок. И такая система позволяет экономить примерно до 40% полезной площади, что в свете объемов библиотеки ой как необходимо.



фото сделано на мой китайский тапок

При таком плотном размещении и не скажешь, что на этажах есть окна. Причем очень интересные: тресхлойное. Это не три стекла, это реально три окна. Наружный слой - стеклопакет, второй слой - обычное стекло, которое было вставлено при постройке, и внутренний слой из ромбовидных блоков, что позволяет рассеивать свет, и не причинять вред книгам.
Но вернемся к доставке книг...
Так на чем же хранитель знаний отправляет книги в зал? А в двойной тележке системы "Телелифт". Этот самый "Телелифт" представляет собой хитрую монорельсовую систему, которая проходит через всю библиотеку, соединяя все залы с хранилищем. Система компактная и весьма маневренная. Каждая "тележка" спроектирована так, что контейнер с книгами всегда будет в одном и том же положении, чтобы книги не выпали, а вот основа с колесиками может хоть по потолку кататься))



фото сделано на мой китайский тапок

По информации от Натальи Телелифт внедрили относительно недавно. Раньше тут использовалась медленная и ненадежная система, которая мало того что была громоздкой, так еще и шумной. Убрать такой памятник истории библиотечного дела рука не поднялась, и для истории оставили небольшой участок с теми самыми подвесными полочками. Некоторым посетителям ее показывают))



фото взято отсюда

Если думаете, что нам показали всю эту систему и мы пошли восвояси пешком до первого, то ничего подобного. Сначала нам показали редкие и старые книги, а потом уже да, пошли восвояси пешком, потому что лифт в это время дождаться было нереально)))



фото сделано на мой китайский тапок

Каждую показанную книгу можно назвать произведением искусства: с хорошей бумагой, с не потерявшими краски рисунками, с обложкой из разного вида и обработки кожи. Не хватит одного поста, чтобы перечислить все способы обработки кожаных обложек. И это не говоря уж о тканевых, например бархатных, с золотым тиснением, с металлическими уголками, с дарственными надписями и прочим.



фото сделано на мой китайский тапок

Каждая книга с рисунками отличалась от другой: рисунки раскрашивались вручную, и двух одинаковых книг не было. И даже при напечатанном рисунке долгое время все это раскрашивалось вручную. Про сроки раскрашивания простенькой книжки я умолчу. И обращаться с такими книгами следует осторожно, в мягких перчатках, не потому что они развалятся, а потому что каждая является артефактом времени.
Про тупых людей, которые плевать хотели на это и лезут грязными руками к книгам, и селфят из любого ракурса, включая читальные залы, можно долго рассказывать, но не буду.



фото сделано на мой китайский тапок

Это все стоит увидеть своими глазами. И, имхо, одного раза будет недостаточно.
В заключение можно сказать, что мы еще прошлись по залам, которые и вроде отличаются, и вроде одинаковые. Здесь стоит не просто постоять тихо в задумчивости, а нужно именно посидеть и подумать, полистать какую-нибудь книгу...



фото сделано на мой китайский тапок

Атмосфера залов такова, что даже самое простое действие (почитать какую-нибудь книгу, которую не выложили в интернеты) в этих интерьерах может показаться чем-то значительным, важным. У некоторых это ощущение потом проходит, у некоторых и не появляется))) Правда, графоманов от наличия знаний меньше не становится)))

И на этом можно заканчивать, а то можно уйти в историю каждого зала, а это уже лишнее. В дальнейшем будет еще пост про дом Пашкова, он сам по себе интересен и без привязки к Ленинке)))
Осталось только написать, что Ленинка делает большое дело, стараясь привлечь внимание к библиотеке и не только. И список экскурсий можно посмотреть на сайте в соответствующем разделе Экскурсии
Говорят, особой популярностью пользуется Ночная экскурсия. И если раньше это было разовое мероприятие, то теперь стало постоянным маршрутом. Планирую сходить в следующий раз)))

Forever yours,
Рыж



фото сделано на мой китайский тапок

Отдельные спасибы!
1. Российской государственной библиотеке, то есть Ленинке.
2. Официальному сайту с экскурсиями
3. Сотрудникам библиотеки как хранилищу, так и закрытых фондов. Отдельно спасибо Наталье за увлекательное путешествие в мир хранилища.
4. Блогу Дарьи Карауловой за подтверждение рассказанного и те фотографии, которых у меня не хватало. Сходите, почитайте, там есть интересное))

хранилища, библиотека, история, ленинка, новое, экскурсия, изыскания

Previous post Next post
Up