Оригинал взят у
domestic_lynx в
АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ В РАЙОНЕ ОТРАДНОЕСегодня мы сделали новый шаг по пути прогресса и цивилизации, делом доказав, что достойны жить в открытом, толерантном мире цивилизации и прогресса. Мы теперь - как они, наши учителя, образец и идеал. У нас, прямо в Москве, - американская трагедия - десятиклассник расстрелял учителя и полицейского из отцова охотничьего ружья.
Поток обсуждений разветвился на два рукава, и оба - мимо сути. Одни говорят об усилении охраны школ. Другие - о режиме владения оружием. Вот сейчас я об этом пишу, и какой-то гражданин на экране ярится: дайте охранникам электрошокер. Ну и, понятно, рамка металлоискателя и т.д. и т.п.
И ни слова о главном. О существенном. Правда, существенное - оно не всегда очень яркое и эффектное. Вернее так: оно почти всегда незаметное.
Главное - всегда в душевной глубине человека.
Давно отмечено: подробный показ аварии или ДТП - увеличивает вероятность аналогичного ДТП. Почему так? Может быть, зритель, глядя на аварию, подсознательно входит в роль участника и - как знать? - настраивает ноосферу на повторение такого события. Событие хорошо воображённое становится реальностью. А если воображают десятки и сотни тысяч… FORTIS IMAGINATIO GENERAT CASUM (сильное воображение порождает событие)
- это знали ещё в древности, а Мишель Монтень даже написал на эту тему изящное эссе. Сегодня разработаны и применяются психотехники так называемого формирования событий с помощью творческой визуализации, т.е. упорного их воображения. Так что поосторожнее с воображением, этого зверя нельзя водить без поводка.
-
А вот ещё, тоже хорошо известное психологам - синдром Вертера: подражательное самоубийство. После выхода в свет романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века по Европе пронеслась эпидемия самоубийств от несчастной любви - в подражание главному герою. Молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер, говорили как Вертер. Ну уж и стрелялись заодно. Рассказывают, Наполеон обеспокоился и запретил чтение этого романа. В России аналогичная история с «Бедной Лизой»: экзальтированные девушки принялись топиться, как Лиза.
Человек не до конца произошёл от обезьяны: обезьянство в его натуре. Стремление подражать - в природе человека. Не будь так - не было бы моды, массовых общественных движений, да и простое обучение и социализация были бы невозможны. Люди действуют, думают, говорят, едят, стоят, сидят, дружат, влюбляются, подражая образцам, которые они видят в окружающей среде. Сегодня окружающая среда - это, по крайней мере, наполовину - среда виртуальная. Образцы черпаются из телевизора и интернета.
Несомненно, каждому отдельному человеку (особенно молодому) искренне кажется, что это ОН, один только ОН, придумал это и действует он по собственному свободному волеизъявлению. Ведь он - ясное дело - оригинальная, ни на кого не похожая личность. Но делает он всё-таки то, что видит, - на улице, в кино, по телевизору, в интернете. И делает - как все.
Это самое «как все» входит в подсознание, минуя сознание. Иногда лично мне вдруг что-то начинает нравиться - в одежде или в интерьере. Я не читаю модных журналов, не захожу на модные сайты, но проходит совсем немного времени, и неизменно оказывается: именно это как раз сегодня модно и престижно. А ведь я - пожилая тётка, тёртый калач. Каково же подростку? В него модные тренды просто проваливаются - загружаются, как товары в тележку супермаркета.
Поэтому критически важно - чтО повседневно видит молодой человек и что запускает его воображение. А видит он известно что - мордобой, стрелялки. И ещё стрелялки, и опять мордобой. Хочешь на большом экране современного телевизора, хочешь в компьютере, в интерактивном режиме. СМИ прилежно живописуют войну каждого против всех: пенсионеров убивают, детей похищают, педофилы так и шныряют. В каждый трагический случай журналисты вцепляются, как коршун в бельчонка, и терзают его, терзают… И то сказать, не о школьном утреннике же им говорить.
Немецкая приятельница рассказала. Её соседи-пенсионеры то и дело просят купить им то молоко, то сосиски, т.к. сами на улицу выйти боятся: там ведь так опасно. Почему опасно? А по телевизору всё время говорят. Происходит всё в приличном на первый взгляд городе Мюнхене. Так что общий тренд везде один.
Я давно живу на свете и не скажу, чтобы окружающая среда была сегодня гораздо опаснее, чем тридцать лет назад. Но все в этом уверены: об этом ведь каждый день трындят по телевизору.
Кто способен выжить и победить в этом ужасном мире? Ну, ясное дело, герой-одиночка, который не прощает обид, кому-то за что-то непрестанно мстит, у которого железный кулак и меткий глаз. Как действовать? Ну, понятно, вооружаться, упражняться в стрельбе, изучать матчасть. Что и делал наш стрелок с присущей себе старательностью. Он настраивал своё сознание, а когда оно достаточно настроилось - материальный мир пришёл в соответствие с его воображением: случай представился. Об этом хорошо писал итальянский писатель Дино Буццати, которого в юности мне привелось переводить: если постоянно думать о враге и готовиться отразить его нападение - он, враг, явится. Просто так, из сгущения вакуума. Московскому стрелку этот враг предстал в облике учителя географии, мог бы и в любом другом.
Многие изумляются: не хулиган был - отличник. А чего удивляться-то? Отличник - это не человек повышенного против среднего ума или таланта, но, безусловно - повышенной обучаемости. Вот он и обучился, бедолага… Впитал знания, что называется, как губка, из окружающей среды.
Подростки (да и не только они) вообще просты: показывай им постоянно Николая Островского - они будут мечтать отдать жизнь за Родину, показывай воровского авторитета - будут мечтать о криминальной карьере. Когда в 1988 году вышел фильм «Интердевочка», старшеклассницы возмечтали о карьере валютной проститутки - это отметили все социологи.
Так что же - цензура? И так вот пытаются защитить школьников от вредной информации… Правда, трудное это дело: она, вредная, так и брызжет изо всех дырок.
Нет, дорогие товарищи, не цензура. Цензура - это запрет на определённый, так сказать, контент. Нужно иное: повседневное руководство всеми сторонами духовной жизни общества. Нужно ясно сказать не только чего нельзя, но с не меньшей ясностью - то, что нужно. Кто герой, а кто - наоборот. Как правильно, а как нет. Не ища новых терминов, нужна чёткая государственная идеология. Она должна определять содержание всех массовых каналов информации. Иначе стрелков будет становиться больше и больше.
Прекраснодушно-креативные скажут: надо дать выбор, молодой человек сам определится, кому ему подражать и делать жизнь с кого. В том-то и дело, что выбора быть не должно. Не должно быть свободного выбора между карьерой криминального авторитета и защитника отечества, между шлюхой и матерью семейства. Подрастающему поколению должно быть ясно показано, что такое хорошо и что такое плохо. Если предоставить этот выбор - он будет сделан в пользу того, что проще и наваристее. В пользу натуры, а не культуры. К культуре, вверх людей надо тащить, а вниз, к натуре, они и сами сползут. Если дать свободный выбор между созерцанием мордобоя и просмотром хотя бы «Ревизора» - выбор почти наверняка будет сделан в пользу мордобоя. Такова человеческая натура. Это всё равно, что предлагать первокласснику выбор между смотрением мультиков и решением задачек, а его братишке-дошкольнику - между супом и мороженым. Так что молодёжи нельзя предлагать конкурирующие образцы поведения. Выбор всегда будет сделан в пользу более простого, менее энергозатратного и близкого к природе. Ввести моду на питьё пива неизмеримо легче, чем на изучение латинского языка, хотя то и другое можно.
Каждый, кто воспитывал детей, знает: ребята любят ясные и твёрдые правила. Противятся ясным и твёрдым установкам, правилам игры, но на самом деле любят их. Им так удобнее - знать, как надо, как положено. Даже нарушая, они знают, от чего отклоняются и как на самом деле требовалось поступить.
Абсолютно то же самое происходит и с подросшими детьми, превратившимися в граждан и электорат.
Они тоже любят ясные и внятно изложенные правила поведения. Да, нарушают, да кряхтят и ноют, но знать «как жить» им очень желательно. Простому среднему человеку неподъемно и даже невыносимо изобретать, как ему жить, что думать по какому поводу, как поступать в каком случае, кто хороший, кто плохой, кто герой нашего времени, а кто враг народа.
Он, собственно, и не думает. Не имея внятно выраженных правил поведения, народ массовым порядком выбирает худшие из возможных модели. Попросту говоря, разбалтывается и превращается в люмпенизированное стадо. Вместо «спущенного сверху» мировоззрения, у него в голове булькает и пузырится адская смесь из рекламы, ментовских сериалов, гламурных журналов о жизни звёзд и наставлений собственной бабушки. Скорее всего, это именно и требовалось провозвестникам гласности, открытости и плюрализма.
Мне искренне жаль сегодняшнюю молодёжь: в условиях столь любимого Горбачёвым плюрализма, либерализма и всевозможной свободы самовыражения она, молодёжь, находится в совершенной нравственной и умственной раскоряке: с разных сторон ей трындят взаимно противоположные вещи. Её естественная реакция: «А пошли вы все на…!» Естественная, физиологическая, реакция организма на противоречащие друг другу раздражители - тупая апатия. Или столь же тупая агрессия.
Её принято называть немотивированной. А она очень даже мотивированная. И мотив её, точнее сказать, причина, - в невнятности установок и вредоносности образцов.