Как я обидел наивного либерала

Dec 19, 2013 12:40


Консерватор - это либерал, которого только что ограбили" (С)    Я недавно причинил нравственную боль человеку. Мне больно, когда приходится так делать, но я знаю, что делать так нужно. Снимать розовые очки. Рассказывать, что мир и люди намного хуже, чем он думает. Рассказывать прежде, чем он возьмётся воплощать в жизнь теории, основанные на вере в ( Read more... )

Leave a comment

dark_alf December 19 2013, 14:48:18 UTC
Разумеется, все культурные институты возникли в ходе собственной эволюции общества. На возникновение их потребовались миллионы лет и несчетное количество жертв. Но с тех пор как они выработали такие полезные идеи как государство, гуманизм, прогресс (идея прогресса, кстати, вообще неочевидна и была незнакома большинству обществ древнего мира) и т.д. у нас в противовес естественной эволюции появился новый инструмент - искусственный отбор (на самом деле у него тоже квазиэволюционный механизм, при котором "наши идеи умирают вместо нас самих" в процессе моделирования последствий), наука, техника и т.д. Все эти чудесные вещи позволяют обходиться меньшими жертвами.

Ещё раз - я не пытаюсь сказать, что эволюционный механизм не работает, а о том, что этот путь стоит слишком больших жертв; у нас нет столько времени и столько людей, которых не жалко. И что есть "технологии" (наука, культура, рационализм, планирование, управление, воспитание, моделирование, государство - и всё это инструменты "насилия" или скажем так "направляющего давления", искусственного отбора), позволяющие решать задачу меньшей кровью.

Reply

xenonchik December 19 2013, 14:56:53 UTC
Во-первых, непонятно, почему ты считаешь, что эволюция протекает с линейной скоростью? Ускорение научно-технического прогресса происходило постоянно, начиная с нескольких тысяч лет, которые понадобились египтянам для изобретения понятия годичных циклов и календаря, заканчивая, а точнее - продолжая, стремительным развитием в 20-21м веках. Вероятность технологической сингулярности, вещи, замечу, исключительно естественной уже в нашем веке очень даже не мала.

Во-вторых, мне не понятно противопоставление науки, техники и так далее естественному, эволюционному ходу вещей. Например, одной из причин ускорения нтр является гонка вооружений - банальная производная эволюционной конкуренции за место под солнцем.

Ну и мне так же непонятно отделение эволюционности и основывающихся на ней либерализма и консерватизма от насилия. Насилие - это одна из составляющий эволюционного развития и конкурентной борьбы, оно никуда не денется, да и нет в этом нужды.

Reply

dark_alf December 19 2013, 18:55:55 UTC
А я разве где-то говорил про темпы технического прогресса? Это отдельный разговор, требующий отдельной дискуссии (и про сингулярность тем более - давай кто-то из нас напишет пост, кто-то покритикует? ;-) )

Собственно эта дискуссия была о насилии. "Наивный либерал" верит что общество возможно без него, построенное только на принципах самоорганизации, добровольности и что там насилия то ли нет вообще, то ли выйдет меньше. Может да, может нет, я НЕ ЗНАЮ, я хочу это обсудить и обсудил бы, если сам конкретный либерал так не нервничал (см. посты ниже веткой).

Тебя я, кстати, наивным либералом не считаю и пригласил скорее для обсуждения того, что эффективнее делает и поддерживает людей быть умнее, добрее, честнее - "палка" или "самоорганизация" ?

И, наконец, я противопоставлял не науку естественному, а рациональное регулирование (насилие-давление) - "генетическому алгоритму" (свободе набивать свои шишки). Это проблема "родителей" и "детей"; диалектика необходимости-свободы. Это такой ползунок уровня свобод, положение которого как-то определяет для себя каждый родитель и каждое государство. Любые крайности (анархия и тоталитаризм) это плохо ("все шо занадто, не нездраво"), а я хочу поговорить о том, какие положения этого ползунка эффективнее, оправданнее, гуманнее в разных случаях.

Reply

xenonchik December 19 2013, 20:00:52 UTC
1. "А я разве где-то говорил про темпы технического прогресса? "
Социальный и прочий прогрессы туда же. Я не говорю, что они обязательно должны ускоряться по экспоненте, я говорю о том, что нет смысла апеллировать к медленности генетических алгоритмов. Причем стоит понимать, что в случае с биологической эволюцией предел сверху скорости изменений - это время жизни поколения, в то время как одна человеческая особь за свою жизнь может претерпевать куда большее количество эволюционных шагов.

2. "верит что общество возможно без него"
Да, я не верю, что можно без насилия. Более того, я считаю, что НЕ НУЖНО без насилия. Но при этом насилие есть смысл воспринимать не только сверху-вниз, от условного правительства к условным низам, но еще и горизонтальное. В таком случае насилие органично ложится в контекст конкурентной борьбы как один из ее методов.

3. "что эффективнее делает и поддерживает людей быть умнее, добрее, честнее - "палка" или "самоорганизация" ?"
Я рассматриваю "палку" как один из методов самоорганизации, потому вопрос "или" не имеет ответа. Но есть смысл рассматривать целостную административно-командную систему не только экономики, но и любой социальной организации в государстве и противостоящую ей конкурентно-рыночную.

4. Замечу так же, что не стоит разбрасываться словом "наивный", так как это приводит к самообману утверждением "циничный эквивалентно прохаванный", что на практике зачастую является заблуждением.

Reply

dark_alf December 19 2013, 21:47:42 UTC
1. Я указывал не столько на медленность генетических алгоритмов, сколько на их "затратность". Там где есть аналитическое решение, его эффективнее выполнить, чем методом тыка.

2. Ну вот мы и сошлись. Какой-то необходимый уровень насилия ты допускаешь. Значит частично соглашаешься с методом "из под палки" (хотя бы на этапе детского обучения).

3. Ок, термин "самоорганизация" слишком широким у тебя выходит (у мафии тоже самоорганизация, но палками она вполне размахивает). Давай поставлю вопрос как "императивное указание пути" и "право набить свои шишки". Если ребёнку дать набивать свои шишки, или постоянно указывать - какой путь вероятнее сделает его умнее-добрее-честнее?

4. Из первого попавшегося словаря. "НАИВНЫЙ , -ая, -ое; -вен, -вна. Простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомленность". Мне кажется, мой клиент вполне подпадает - имея недостаточный опыт общения с людьми (и считая их лучше чем они есть) и неосведомлённость (мне кажется ему не хватает конкретных знаний истории). Да блин, я сам таким был и жёстко страдал когда оказывалось, что всё тяжелее.

Пример наивности из другой сферы - я в далёком детстве мечтал делать игры с красивым освещением дерущихся трёхмерных персонажей. В реальном времени(!) А потом мне купили "спектрум" - это такая штучка, которая рисовала окружность по точкам где-то за полсекунды. Вот облом, да? Т.е. теория у меня была как бы и правильная, но я не имел представления о практических мощностях компов на тот момент. Думаю и здесь имеет место такая чисто количественная недооценка неких пагубных свойств человека...

Reply

xenonchik December 20 2013, 07:27:30 UTC
3. Про детей не возьмусь судить, так как у меня нет опыта воспитания детей, да и не силен я в педагогике. И не считаю, что можно так просто взять и экстраполировать воспитание индивидуума на общее состояние общества.

Reply

dark_alf December 21 2013, 01:20:17 UTC
А почему собственно нельзя экстраполировать? Общество состоит из растущих индивидуумов, для многих из которых физическое взросление не повлекло за собой интеллектуальное и моральное. Причём процент их оценивается от пессимистичного 95% ( лурк, 95% населения - идиоты ) до "оптимистичного" - 80% в Разрыв между умными
и глупыми нарастает
.

Лурк читали все, а вот на вторую ссылку я прошу обратить внимание. Там читаем - "меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей" - пишет педагог, посвятивший этим исследованиям всю жизнь.

Кто-то серьёзно думает, что таким массам можно всерьёз давать либеральные свободы? Не, я не против дать ребёнку набивать свои шишки, но не в тех случаях, когда в процессе он будет играться с оружием и деньгами и подвергать при этом риску мою жизнь, благосостояние и казну (под "мою" я подразумеваю и мою страну). Играйтесь со страной, которую не жалко.

Reply


Leave a comment

Up