Цветовые оттенки 19 века. Официальный реестр

Apr 03, 2014 09:19

Оригинал взят у iriska_egorova в Цветовые оттенки 19 века. Официальный реестр
1. Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").

2. Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.Чаще всего - о цвете неба.

3. Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".

4. Бисмарк-фуриозо (цвет разъяренного Бисмарка?) - коричневый с красный отливом.

5. «Борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

6. Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

7. Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

8. Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

9. Двуличневый - с переливом, как бы двух цветов с одной стороны.

10. Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

11. Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

12. Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

13. Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.

14. Куропаткины глаза - светло-красный.

15. Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.

16. Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.

17. Маренго - серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

18. Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.

19. Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

20. Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".

21. Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.

22. Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

23. Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и - врут, наверное, - цвет "блохи в родильной горячке").

24. Резвая пастушка - оттенок розового.

25. Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

26. Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного сына, который перед ними "оскандалился".

27. Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

28. Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

http://vkontakte.ru/note17080125_11193500
Previous post Next post
Up