Что известно о Сан-Марино среднестатистическому туристу? Что это одно из самых маленьких государств на планете; что это самая древняя республика в мире; что главный фетиш санмаринцев - свобода. Что республику никогда никто не мог завоевать. И что сейчас это туристический центр, в который возят на экскурсии всех, кто приезжает в Римини. Туристы ходят по магазинам республики, покупают сувениры, любуются замками и открывающимися с Титана видами и чаще всего не задумываются, а почему же, собственно, республика называется именно так и находится именно здесь. А это уже целая история.
Восстановить в деталях наиболее отдаленное прошлое Сан-Марино практически невозможно: археологических и документальных свидетельств не так уж много, а те, что есть, все равно оставляют довольно обширные лакуны. Основной базой для обсуждения служит легенда о некоем Марино из Далмации, прозванным Святым еще при жизни, которая получила куда большее историческое значение, нежели заслуживает на самом деле. Как об Атлантиде, о Святом Марино и его перипетиях мы знаем благодаря одному-единственному источнику: неизвестный автор в Х веке оставил некую рукопись на латыни, в которой рассказывается история святого по имени Марино. Если верить этой рукописи, хронология событий была такова: в 257-м году нашей эры в Ариминуме (ныне Римини) пришлось восстанавливать стены, разрушенные войсками короля Либурни. Строительство привлекло массу искавшего работы народа, среди которого оказались многочисленные каменщики из Далмации. В числе прочих на стройку прибыли двое каменотесов с острова Арбе. Были они весьма набожными христианами и звали их Марино и Леоне. Точно не установлено, впрочем, искал ли Марино работу или же бежал от гонений из-за своих религиозных убеждений; в любом случае, он начал работать в Ариминуме и быстро прославился благодаря своим рабочим качествам и незаурядной религиозности.
Здесь стоит сделать отступление и уточнить, что рукопись, о которой идет речь, пестрит неточностями. Так, в ней упоминаются императоры Диоклетиан и Максимиан, но они не правили империей в 257-м году. Король Либурни - тоже сомнительный персонаж: единственный известный Либурни был рыбацким поселком. Более того, нет даже достоверных свидетельств разрушения Ариминума в тот период.
Однако, продолжим. Некоторое время спустя после прибытия в Ариминум, Марино и Лео вместе с другими рабочими отправляются добывать камень для строительства на гору Титан, что неподалеку, километрах в двадцати, где и остаются на три года, после чего Леоне перебирается на гору Феретро (именно там сейчас находится населенный пункт под названием Сан-Лео), а Марино возвращается в Ариминум, где работает и проповедует еще целых двенадцать лет.
Очередное возвращение Марино на Титан произошло не по его воле: дело в том, что в Ариминуме объявилась некая разъяренная женщина, которая уверяла, что она - законная жена Марино, которую он якобы бросил. По легенде, в окрестностях Титана Марино удается отсидеться целый год, прежде чем на него совершенно случайно натыкаются пастухи. Слух об этом разошелся быстро, что позволило добраться до Марино и его брошенной супруге. Женщина эта была для Марино страшным сном настолько, что он забаррикадировался в своем убежище и держал оборону шесть дней и шесть ночей, голодая и молясь об избавлении от этой напасти в юбке, пока женщина и в самом деле не убралась восвояси. Ободренный Марино взобрался на самую вершину Титана, где обосновался в крохотной келье в камнях, а чуть позже построил там же рядом небольшую церковь.
Здесь на сцене появляется некто Вериссимо - сын одной знатной вдовы по имени Феличиссима. Ныне в Сан-Марино ее имя носит одна из улиц в историческом центре. Феличиссима была ни много ни мало владелицей этой горы и прилегающих к ней земель. Насколько можно судить, Вериссимо был сильно недоволен тем, что Марино без их позволения обосновался на Титане, и собирался было его оттуда выкурить и выгнать на все четыре стороны, что и сделал. Марино не протестовал и не пытался отбиваться, а только истово молился. И случилось так, что после этого Вериссимо вдруг поразил странный недуг: у него парализовало ноги и руки.
Феличиссима уже была наслышана о том, что отшельника Марино именуют святым и ей тут же пришло в голову, что сынок-то заболел не просто так, а из-за того, что замахнулся на святого человека. Тогда дама решила обратиться напрямую к Марино с просьбой излечить сына в обмен... да в обмен на что угодно. Марино же за исцеление испросил у дамы странное: во-первых, обещания принять христианскую веру самой и крестить всю свою семью, а во-вторых разрешения владеть небольшим клочком земли на Титане, чтобы быть впоследствии там похороненным.
Феличиссима, потрясенная кротостью и религиозностью отшельника, отдала ему всю гору целиком - чего мелочиться - и прилегающие к ней территории в безраздельное владение. Сразу после этого как по мановению волшебной палочки Вериссимо выздоравливает. Феличиссима и все ее семейство дружною толпою переходят, как и было обещано, в христианство, а Марино становится полноправным владельцем тех территорий, что получили впоследствии его имя и которые ныне именуются Республикой Сан-Марино.
В дальнейшем Марино оказывается сопричастным к ряду других чудес, наиболее известным из которых является история с медведем: разъяренный хищник задрал единственного осла Марино, после чего вдруг сделался кротким и занял место этого самого осла - то есть, отшельник приручил его и стал использовать в хозяйстве в качестве гужевого транспорта.
Скончался Марино, если верить легенде, 3 сентября 301-го года - этот год и стал считаться годом основания Республики Сан-Марино. К моменту смерти он был не один: существовала небольшая христианская община, состоявшая из его последователей. Похоронен святой в той самой церкви, что он основал - церкви св. Петра. В крипте современной церкви есть две ниши - это и были келейки святых Марино и Леоне.
Легенда гласит, что последними словами святого были: «Delinquo vos liberos ab utroque homini («Оставляю вас свободными от других людей»). На этих словах санмаринцы возвели целый культ собственной свободы и неподчинения никому - ни Папе Римскому, ни многочисленным правителям окружающих земель. На том они стояли много веков, на том и дальше стоять будут. И ничего, что, как уже говорилось, факты, изложенные в рукописи, не соответствуют исторической хронологии, а в изложении много сходного с легендами из жизни других святых. Одно можно сказать с уверенностью: Марино - единственный святой, основавший целое государство, хоть и карликовое. И государство это процветает по сей день, оставаясь свободным, как завещал отец-основатель.
Специально для
itlm.ru