Высоко сижу, далеко гляжу

May 15, 2014 04:04


Во всем надо стараться находить хорошее. Потому что нет худа без добра. Вот казалось бы, чего такого полезного или приятного в пиратах, если это настоящие морские головорезы, а не милые оторвы из кинофильмов? Грабили, разоряли, пускали по рее, убивали. Однако, если бы не эти бандюганы, туристы имели бы чуть маньше достопримечательностей, на которые можно полюбоваться. Ведь именно с целью защиты от пиратов в XVII-XVIII веках на побережьях Италии строились береговые башни.
Как правило, это были точечные постройки. Располагались они на морском берегу и преследовали две цели: увидеть как можно раньше вражеские корабли и смочь из надежного укрытия перестрелять неприятеля в случае его высадки на берег. Разумеется, чаще всего башни строились там, где не было укрепленного города. Так, в Римини обошлось без них, зато в таких не укрепленных населенных пунктах, как Беллария, Торре-Педрера, Порто-Фуори, Каттолика и ряда других, без башен было не обойтись. Собственно, то же самое творилось и во всей остальной Италии, будь то Камольи в Лигурии, Саленто в Апулии или же Сан-Феличе-Чирчео в Латине.


(Вверху: береговая башня Torre del Tavollo в Пезаро. Внизу - Torre della Trinità в Каттолике)Однако если сейчас взглянуть на карту, можно обнаружить, что далеко не все башни находятся в непосредственной близости от кромки воды. Это объясняется тем, что в ряде мест море ушло на довольно приличное расстояние, обнажив берег. Например, Равенна, бывшая некогда серьезным морским портом, сегодня находится в дюжине километров от ближайших пляжей.

Надо сказать, что от большинства береговых башен остались одни воспоминания или намеки, как, например, в Чезенатико, где на пешеходной части канала на площади Чичеруаккио выложен периметр береговой башни, уничтоженной до основания в 1809-м году французами. Сегодня эту «башню» от береговой линии отделяет около километра пути.


(Более темным камнем выложен контур башни Torre Pretoria в Чезенатико)
Зато в соседней Червии береговая башня, носяшая имя Сан-Микеле (св. Архангела Михаила), сохранилась до наших дней в идеальном состоянии. Червия добывала и добывает один из весьма ценных минералов - пищевую соль. Охотников прибрать город и его солевые пруды и запасы к рукам было немало, и главная опасность шла со стороны моря. С пиратами не договоришься, поэтому в 1691-м году и возвели эту башню с трехметровой толщины стенами.



(Башня Сан-Микеле в Червии)Основание у башни квадратное со стороной 13,5 метров, а высота стен 22,5 метра. В целях вящей защиты на крыше Башни была оборудована специальная оружейная площадка, а внутри самой башни имелись разного рода приспособления на случай осады - например, устройства для сбора и хранения дождевой воды. Сегодня в Башне располагаются офисы туристического инфо-центра Червии и некоторых других организаций, имеющих отношение к изучению и популяризации истории города.

Еще одна башня находится в Торре-Педрера. Туристы до нее обычно не добираются, поскольку она тоже уже находится отнюдь не поблизости от набережной, где сконцентрированы все отели. Кроме того, башня сегодня является частной собственностью, и внутрь можно попасть только записавшись на прием к одному из частных предпринимателей, снимающих в ней офисы.


(Башня в Торре-Педрера)Башня была построена в 1673-м году по приказу Папы Римского, и именно она дала имя населенному пункту, а не наоборот, как чаще всего бывало. «Торре» переводится как «башня», а «педрера» это, скорее всего, искаженный вариант слова «пьетрайя», то есть,  «каменоломня»: башню строили из местного камня, который добывали в русле ближайшей реки. В течение веков постройка сильно пострадала, так что в 1968-м году пришлось ее реставрировать.

А вот Турацу восстанавливать никто не торопится. Эта башня - печальное подтверждение того, что все преходяще. Ее старшую соседку в Примаро до основания разбомбили весной 1945-го года, а Турацу (или Торраччу) никто не бомбил. Ее боевая слава завершилась совсем по другой причине.


(Башня в Порто-Кандиано. Фото: cabterra.it)Находится эта башня в полях между равеннским пригородом Классе и побережьем, причем достаточно далеко от моря, хотя строили ее прямо на берегу, возле порта Кандиано, что находился к югу от Равенны. Тураццу возвели в 1670-м году по приказу папского легата Паоло Савелли, и служила она не только для защиты от пиратов: в ней проводили медицинский контроль пассажиров и экипажей с зашедших в порт Кандиано кораблей. Каково было качество этого контроля в те времена - другой разговор, однако это хотя бы минимально помогало уберечься от возможных эпидемий, не пуская их в Равенну.
Около 1730 года в целях отведения водных артерий подальше от города.был осуществлен проект смещения рек Ронко и Монтоне с их старых русел в одно общее. В результате этого канал Панфилио пересох, а все структуры порта Кандиано были перенесены в другое место - на север от Равенны. А там и море постепенно ушло из тех мест. Таким образом, уже ко второй половине XIX века от всего былого величия осталась одинокая Турацца посреди крестьянских полей.

cattolica, каттолика, чезенатико, torrepedrera, торрепедрера, ravenna, pesaro, пезаро, classe, cervia, равенна, червия, классе, как это было, cesenatico

Previous post Next post
Up