Во всем надо стараться находить хорошее. Потому что нет худа без добра. Вот казалось бы, чего такого полезного или приятного в пиратах, если это настоящие морские головорезы, а не милые оторвы из кинофильмов? Грабили, разоряли, пускали по рее, убивали. Однако, если бы не эти бандюганы, туристы имели бы чуть маньше достопримечательностей, на которые можно полюбоваться. Ведь именно с целью защиты от пиратов в XVII-XVIII веках на побережьях Италии строились береговые башни.
Как правило, это были точечные постройки. Располагались они на морском берегу и преследовали две цели: увидеть как можно раньше вражеские корабли и смочь из надежного укрытия перестрелять неприятеля в случае его высадки на берег. Разумеется, чаще всего башни строились там, где не было укрепленного города. Так, в Римини обошлось без них, зато в таких не укрепленных населенных пунктах, как Беллария, Торре-Педрера, Порто-Фуори, Каттолика и ряда других, без башен было не обойтись. Собственно, то же самое творилось и во всей остальной Италии, будь то Камольи в Лигурии, Саленто в Апулии или же Сан-Феличе-Чирчео в Латине.
(Вверху: береговая башня Torre del Tavollo в Пезаро. Внизу - Torre della Trinità в Каттолике)
Однако если сейчас взглянуть на карту, можно обнаружить, что далеко не все башни находятся в непосредственной близости от кромки воды. Это объясняется тем, что в ряде мест море ушло на довольно приличное расстояние, обнажив берег. Например, Равенна, бывшая некогда серьезным морским портом, сегодня находится в дюжине километров от ближайших пляжей.
Надо сказать, что от большинства береговых башен остались одни воспоминания или намеки, как, например, в Чезенатико, где на пешеходной части канала на площади Чичеруаккио выложен периметр береговой башни, уничтоженной до основания в 1809-м году французами. Сегодня эту «башню» от береговой линии отделяет около километра пути.
(Более темным камнем выложен контур башни Torre Pretoria в Чезенатико)
Зато в соседней Червии береговая башня, носяшая имя Сан-Микеле (св. Архангела Михаила), сохранилась до наших дней в идеальном состоянии. Червия добывала и добывает один из весьма ценных минералов - пищевую соль. Охотников прибрать город и его солевые пруды и запасы к рукам было немало, и главная опасность шла со стороны моря. С пиратами не договоришься, поэтому в 1691-м году и возвели эту башню с трехметровой толщины стенами.
(Башня Сан-Микеле в Червии)Основание у башни квадратное со стороной 13,5 метров, а высота стен 22,5 метра. В целях вящей защиты на крыше Башни была оборудована специальная оружейная площадка, а внутри самой башни имелись разного рода приспособления на случай осады - например, устройства для сбора и хранения дождевой воды. Сегодня в Башне располагаются офисы туристического инфо-центра Червии и некоторых других организаций, имеющих отношение к изучению и популяризации истории города.
Еще одна башня находится в Торре-Педрера. Туристы до нее обычно не добираются, поскольку она тоже уже находится отнюдь не поблизости от набережной, где сконцентрированы все отели. Кроме того, башня сегодня является частной собственностью, и внутрь можно попасть только записавшись на прием к одному из частных предпринимателей, снимающих в ней офисы.
(Башня в Торре-Педрера)Башня была построена в 1673-м году по приказу Папы Римского, и именно она дала имя населенному пункту, а не наоборот, как чаще всего бывало. «Торре» переводится как «башня», а «педрера» это, скорее всего, искаженный вариант слова «пьетрайя», то есть, «каменоломня»: башню строили из местного камня, который добывали в русле ближайшей реки. В течение веков постройка сильно пострадала, так что в 1968-м году пришлось ее реставрировать.
А вот Турацу восстанавливать никто не торопится. Эта башня - печальное подтверждение того, что все преходяще. Ее старшую соседку в Примаро до основания разбомбили весной 1945-го года, а Турацу (или Торраччу) никто не бомбил. Ее боевая слава завершилась совсем по другой причине.
(Башня в Порто-Кандиано. Фото: cabterra.it)Находится эта башня в полях между равеннским пригородом Классе и побережьем, причем достаточно далеко от моря, хотя строили ее прямо на берегу, возле порта Кандиано, что находился к югу от Равенны. Тураццу возвели в 1670-м году по приказу папского легата Паоло Савелли, и служила она не только для защиты от пиратов: в ней проводили медицинский контроль пассажиров и экипажей с зашедших в порт Кандиано кораблей. Каково было качество этого контроля в те времена - другой разговор, однако это хотя бы минимально помогало уберечься от возможных эпидемий, не пуская их в Равенну.
Около 1730 года в целях отведения водных артерий подальше от города.был осуществлен проект смещения рек Ронко и Монтоне с их старых русел в одно общее. В результате этого канал Панфилио пересох, а все структуры порта Кандиано были перенесены в другое место - на север от Равенны. А там и море постепенно ушло из тех мест. Таким образом, уже ко второй половине XIX века от всего былого величия осталась одинокая Турацца посреди крестьянских полей.