"Пять церквей Равеннского Экзархата"

Jan 26, 2014 21:10

Первый кандидат на перебивку .

ПЯТЬ ЦЕРКВЕЙ РАВЕННСКОГО ЭКЗАРХАТА

На заре европейского христианства в V веке нашей эры Равенна, уже побывавшая к тому моменту главным городом Западной Римской Империи и Остготского Королевства, в третий раз стала столицей - на сей раз Итальянского Экзархата. Последующие готские войны покрошили многие итальянские города, одна лишь Равенна не только осталась нетронутой, но и расцвела как никогда. Спасибо за это следует сказать исключительно матушке-природе, в те времена окружавшей город с трех сторон непролазными болотами, не дававшими свободного доступа любого рода завоевателям. А с четвертой стороны находилось море, и это позволило Равенне избежать полной изоляции, благополучно поддерживая связь с остальным миром.
Именно на этот период - где-то с середины шестого века - приходится возведение основных достопримечательностей этого скромного по сегодняшним меркам, города. Главная жемчужина, конечно, это знаменитый раннехристианский комплекс, взятый ЮНЕСКО под свое крыло: мавзолеи Галлы Плацидии и Теодориха Великого, баптистерии Православных и Ариан, базилики Сан-Витале, Сант-Аполинария в Классе и Сант-Аполлинария-Нуово, а также Архиепископская капелла.
Но одним этим комплексом дело, конечно же, не ограничилось. К тому же периоду относится и ряд других значительных построек: монастыри Сан-Джакомо и Сан-Маттео-в-Классе, баптистерий Святого Петра, базилики св. Иоанна и Павла, С. Стефано Маджоре, Св. Иоанна в Марморато и многие другие.

Сперва дело ограничивалось непосредственно Равенной и ее ближайшими пригородами типа того же Классе, но как только военная ситуация в глубине полуострова несколько устаканилась, богатые равеннские архиепископы тут же принялись подгребать под себя и более отдаленные территории. Сводилось это, в первую очередь, к постройкам новых церквей и отправке туда своих ставленников. Таким образом, на территории современной Романьи имеется ряд чудеснейших храмов, относящихся к VI-XI веку, полюбоваться на которые съезжаются туристы со всего мира. О наиболее значимых из них и пойдет речь ниже.

Роль этим небольшим, как правило, церквушкам, которые в итальянском языке именуются словом «пьеве» (pieve), отводилась немаловажная, особенно во времена позднего Средневековья. Церкви тогда были не просто местом культа, но чем-то вроде главного деревенского клуба и мэрии одновременно. Именно там встречались по серьезным поводам - крестины, похороны, свадьбы. Именно там собирались люди на общий сход, чтобы принять важные решения. И именно при церквях в то время хранились нотариальные акты, письменные соглашения и различные другие документы, имеющие отношение к общественной жизни конкретной деревни.
Возводились эти церкви вдоль дорог, построенных еще римлянами, или в непосредственной близости от водных потоков. Причина этого банальна: экономия на стройматериалах, которые зачастую брались из оставшихся языческих храмов, развалин акведуков и древнеримских домусов. Не удивительно поэтому наличие у каменных церквей мраморных колонн в самых неожиданных местах - например, вмурованных в глухую стену. Еще страннее и внезапнее смотрятся на фасадах скромных католических построек лики языческих идолов и божков, которые в ряде случаев не натыкивались хаотично, абы заполнить пространство, но размещались аккуратно, симметрично и чуть ли не уважительно.
Храмы эти в массе своей являются деревенскими, в чертах крупных городов Романьи их имеется всего лишь 6 процентов от общего числа. На сегодня часть из них уже пережила современный ремонт разной степени приятности, другая часть только ожидает своих спасателей, но во всех них хотя бы по выходным проводятся мессы, а значит, все эти церкви действующие.

1.      Santa Maria in Acquedotto (Форли)



Это тот случай, когда храм находится в непосредственной близости от крупного города: от церкви до центра Форли каких-то 5 километров. Первые упоминания об этом храме относятся к 963-му году, это одна из древнейших церквей зоны. Она трехнефная и трехабсидная, при этом центральный неф по мере приближения к алтарю едва заметно расширяется.

Под нынешней церковью имеются остатки другой, еще более древней - седьмого века. У пятнадцатиметровой колокольни нижние метра полтора восходят к тысячному году, а все остальное пристроили к обломкам парой-тройкой сотен лет позже. Церковь долгие годы находилась в аварийном состоянии и вот-вот грозила обрушиться. Однако один из местных банков сжалился и выделил средства на восстановление храма.

Эта церковь - прекрасная иллюстрация того самого использования остатков языческих храмов при строительстве христианских. Здесь и идолы с невозможными лицами, и неожиданно-белокаменные колонны на фасаде церкви и на колокольне. Одна из этих колонн самым натуральным образом завязана двойным узлом, что добавляет интриги, поскольку никаких объяснений такому небанальному подходу к оформлению, разумеется, уже не найти.



2.      San Donato (Полента-ди-Бертиноро)

Д
ата постройки этой церкви не известна, первое упоминание о ней в летописях относится к 911-му году. Церковь трехнефная, но, в отличие от Акведотской, довольно мрачная в части внутреннего убранства, что неудивительно, поскольку, если верить историкам, большая часть ее представляет собой то, что осталось от бывшего некогда на ее месте языческого храма. Это прекрасно видно по узорам и божкам на капителиях колонн.

В виду своих преклонных лет и нескольких столетий без ремонта храм в Поленте в какой-то момент просто начал заваливаться на бок. Кинули клич, и паства набрала подаяний на вполне себе серьезные подпорки. Сейчас собираются деньги на капитальный ремонт, но риск обрушения уже позади, так что церковь работает в полном режиме.

Стоит отметить, что это едва ли не самая известная из романских церквушек в провинции Равенны. Дело в том, что, по легенде, именно здесь преклонял свои колена Данте Алигьери, и именно эту церковь воспел в своем стихотворении 1897-го года «Храм в Поленте» один из известнейших итальянских поэтов Джозуэ Кардуччи. Дважды в год - в мае и сентябре - на территории церкви проводятся публичные чтения «Божественной Комедии».

3.      San Michele in Acerboli (Cантарканджело-ди-Романья)

Город Санта
рканджело-ди-Романья принадлежит Римини, а не Равенне, но церковь Архангела Михаила строил все тот же Равеннский Экзархат. На сегодня это самый древний храм на территории провинции Римини - он восходит в VI веку, о чем гласит специальная табличка на входе.

Одна из особенностей этой церкви состоит в том, что вход в нее лежит через пристроенную значительно позднее колокольню. Сегодня это единственный вход в храм, тогда как некогда имелось целых шесть разноразмерных входов, ныне замурованных.
Внутреннее оформление церкви сегодня весьма аскетично, однако во время одной из ранних реставраций в ней были обнаружены богаты мозаичные полы явно византийского стиля.

Сегодня попасть в этот храм можно только по предварительному заказу экскурсии и только группой. Ну, или же по чистой случайности оказаться в нужное время в нужном месте: время от времени в церкви проводятся частные венчания и крестины.

4.

Santa Maria Assunta (Сан-Лео)


Отдалимся от Равенны еще дальше: городок Сан-Лео еще несколько лет назад региону Марке, конкретно - провинции Пезаро-Урбино, однако в 2009-м году был передан Римини. В крошечном борго Сан-Лео имеется два храма, один из которых - церковь Успенья Богоматери, построенный в IX веке на руинах языческого храма. Именно с возведения этой церкви далматинец Леон, в честь которого был назван населенный пункт, начал крещение местных территорий.

Расположение храма весьма необычно - можно сказать, задом-наперед: абсиды его выходят на главную площадь города, глухой и неприметный фасад выходит на довольно крутой склон холма, а главный вход приходится на левую стену постройки (через боковой неф). Ничео загадочного в этом нет: храм строили с тем расчетом, чтобы алтарь находился на востоке.

5.      San Cassiano in Decimo (Кампьяно)

Вернемся в Равенну: церковь св. Касьяна, первое упоминание о которой в хрониках восходит к 896-му году, находится в 15-ти километрах от города. Она видна издалека и легко узнаваема по характерной 24-метровой византийской колокольне с бифориумами и трифориумами.

К сожалению, это тот печальный случай, когда ремонт пошел не впрок. Внешне храм все еще храм, количество самых невообразимых языческих неожиданностей в его стенах просто зашкаливает. Однако внутри ничего подобного нет, это мирная однонефное осовременненное помещение со стеклянными дверями, больше всего ассоциирующееся с понятием «евроремонт». О былой славе напоминают фрагменты росписи под самым потолком, античная гробница и немного мозаик.

santarcangelo, римини, forlì, ravenna, полента, rimini, равенна, санлео, форли, polenta, сантарканджело, sanleo

Previous post Next post
Up