Любовь к профессии
По моему искреннему убеждению, в 17 лет в юношеской голове так мало мудрости и знания жизни, что сознательный выбор будущей профессии просто невозможен. Вы можете спорить со мной сколько угодно, но, положа руку на сердце, в этом возрасте вы приняли здравое, самостоятельное решение? Я помню свои тогдашние размышления - не было никаких размышлений: я не знала, кем хочу быть.
Отец сказал мне, что если я не поступлю куда-нибудь на бюджетное место, то он отправит меня в политехнический на «Холодильные установки», в то время девчонок туда принимали без экзаменов. Не припоминаю, чтобы я испугалась (хоть мой папа был строг со мной, и не поверить грозному усатому мужчине, стучащему кулаком по столу, мог разве что идиот), но готовиться к поступлению все же начала. Я много читала, писала сочинения на выдуманные темы, сама себе сдавала экзамены, вытягивая поочередно бумажку за бумажкой из псевдобилетной кучи, я решали сложные математические уравнения, штудировала историю России, отвечала на тысячи тестов по английскому. Я знать не знала, кем хочу быть.
Помню, что хотела поступить на юридический, не по призванию - нет, просто мой бывший парень и одноклассник-медалист поступал именно туда. Я знала, что он поступит, и мне не хотелось быть хуже него.
Я размышляла о факультете психологии… А вот почему? Совсем не помню. Может, это был запасной вариант? Не думаю, что когда-либо хотела стать психологом. Я уважаю эту профессию, но…какой из меня психолог? Скорее, мне самой он необходим. Признаться, об этой профессии я недолго размышляла: университетские математические курсы завершались экзаменом, который я с треском провалила - из 20 возможных баллов я набрала…один. Наверное, за оформление поставили, или из уважения к моим родителям, кандидатам физико-математических наук, тогда преподавателям университета.
Да, и тест по истории России я написала лишь на три балла из 20. Ну, я же не знала, что там будут вопросы о том, когда на Руси появилась первая прялка. Как подумаю сейчас, что все юристы в стране знают об этом…
Зато сочинение, литература, русский и английский языки дались мне слишком легко: в мае, еще не отгуляв школьный выпускной, я поступила на филологический. Я была счастлива: это же не «холодильные установки», но… В десятом классе, дабы я определилась со своей будущей профессией, мама устроила меня на курсы «Малого филфака». Я несколько раз в неделю с тогдашними абитуриентами слушала лекции университетских преподавателей. Мне это так не понравилось - я все это знала (конечно, благодаря своему школьному учителю русского языка). В те скучные часы я решила, что никогда филологом не буду - зачем изучать то, что итак знаешь. Эх, заглянуть бы тогда в 1999-ый, когда я влюбилась в русский язык, или в 2002-ой, когда решила поступать в аспирантуру!
На самом деле, в 17 лет мы просто не понимаем себя, а ведь все лежит на поверхности. Я с 10 лет писала стихи и маленькие рассказы, а лет с семи рассаживала кукол на своей кровати и в самодельных тетрадках делала за них классную и домашнюю работу, а потом проверяла, выводя «двойки» и «пятерки». Я ведь уже тогда была преподавателем! И уже тогда я любила свою профессию.
Думаю, для настоящего человеческого счастья очень важна любовь к своей работе. Сейчас, работая шестой год преподавателем, я не мыслю себя без студентов, зачетов, лекций, без отличников, прогульщиков, хамов, зубрил, желающих сдать на халяву и т.д. Я плачу, когда кто-то проваливает экзамен - это обида, ведь я отдаю всю себя своей профессии, и мне хочется, чтобы всю меня и принимали. Так приятно видеть, как из 17-летних подростков студенты превращаются во взрослых людей, начинают логично мыслить, публикуются в разных изданиях, получают зарплату, выходят замуж и женятся, производят на свет детей… Это ли не счастье?
Даже представить себе не могу, как я буду в Москве без всего этого. Без любимой работы, как и без любимого человека не может быть гармонии.