Dec 16, 2011 19:41
Моя мама периодически говорит мне: "Они вообще ничего не хотят! Не учатся, не читают.."
Не могу сказать, что в школе мне хотелось учиться. Думаю, если бы не мой склад характера, в особенности, гипертрофированная совесть и какое-то жуткое чувство ответственности, из меня бы получилась отменная двоечница. Я просто не могла не учиться или учиться плохо; это было немыслимо. Поэтому в моём аттестате, только одна тройка - результат ЕГЭ по алгебре. Но я сейчас не об этом.
Мне никогда не нравилось учиться в школе. Периодически, меня захватывало решение алгебраических уравнений: копание в цифрах и символах; к 10 классу мне начало нравиться катание на лыжах в третьей четверти. Ещё есть один светлый момент: в пятом и в шестом классах у нас была волшебная учительница по истории; с тех пор я запомнила термины "феодализм" и "инквизиция" (вот они, задатки религиоведа). Правда, читать мне нравилось всегда. Нет, уроки литературы не любила. Первое, что прочитала запоем в рамках школьной программы - "Капитанская дочка", следующим произведением, поколебавшим мою душу была "Ася". Также полностью я прочитала "Преступление и наказание", летом перед десятым классом. Во второй половине 10 и в 11 классах, я читала всё и много и даже сверх программы. Во многом, благодаря Маше и моему окружению. У нас был хороший учитель по русскому и литературе: милая женщина, Зинаида Францевна, которая вызывала у меня чувство уважения. Правда, единственный недостаток её был в том, что она была до мозга костей из советского союза. Тогда, в моём окружение никто не говорил, что учителя могут быть плохими; плохим в любой ситуации оказывался класс. Просто это самое лёгкое - сказать, что класс не очень хороший попался. Ленивые, невоспитанные, ни к чему не стремящиеся - что с них взять?! В итоге, эта прекрасная женщина, отдав наш 10 "Б" под шефство другому учителю, ушла на пенсию. Моя вторая учительница была ужасна: груба, резка, периодически переходила на крик... ничего святого и волшебного. Её можно охарактеризовать, как человека культуры 90-х. Единственное прекрасное, что осталось у меня от её уроков - это "Людочка" Астафьева.
Продолжая рассуждения об учителях, могу сказать, что самым приятным и здравомыслящим человеком в нашей школе была учитель по биологии. Меня никогда не привлекала эта отрасль знания, но слушать её было интересно, а материал был прост и ясен.
К чему я, собственно.
Не далее как вчера, мы с Машей очередной раз разговаривали о системе образования. Почему, учя английский 6 лет я почувствовала продвижение только в университете? Единственное, что я запомнила из физики - воздух это плохой теплопроводник и существует три формулы кинематики, а что такое кинематика я не могу сказать. Детей нужно заинтересовывать в школе. И не "унылым занудством в позитивистском стиле" (А.В. Юдин), а чем-нибудь интереснее, чем "My favourite hobby". Или, скажем, есть теорема Пифагора, а кто такой сам Пифагор, никому из учителей алгебры рассказать не приходить в голову. Вероятно, кто-то из них пафосно говорит: "Пифагор был древнегреческим философом и математиком, основателем школы пифагорейцев". Почему нельзя сделать этого несчастного пифагора живым, интересным, состоящим из плоти и крови, а не прахом, канувшим в Лету. Я уже молчу про музыку и искусство, которые заканчиваются, в лучшем случае, в XIX веке. Где джаз, соул, блюз, рок, рэп...почему только Бах и Бетховен?
Учась в университете я уяснила для себя, что во всём должна быть проблема. Почему нужно ходить в школу? Потому что все ходят. Все должны закончить школу. Это не проблема, а какая-то предопределённость, рок, судьба, что-то негативное.
Было приятно вчера, после этих разговоров взять в руки "Большой город" и прочитать об "Экспериментаниуме" и проекте "Шандарам". Есть ещё здравомыслящие люди на этой планете. Они делают и у них очень даже хорошо получается.
Думаю, учителям нужно понять, во-первых, что они могут придумать что-то интересное, во-вторых, что дети это не ужасные создания, за которыми никто не следит; они могут быть хорошими, если не орать на них, а найти подход оригинальнее.
Дети не становятся хуже с каждым поколением, они просто другие. Это нормально: среда меняется и меняются её обитатели; меняются условия воспитания - меняются дети.
Господа учителя, будьте креативнее! Не бойтесь читать, включайте фантазию!И, господа проектировщики, не делайте полы в школах мраморными!! Дети не могут сидеть 45 минут, а потом свободных 15 играть в настольные игры. Не нужно делать школу для комиссий и аккредитации. Школу нужно делать для детей.
Школа не должна быть "храмом знания": в храме нельзя учиться, а можно только принимать на веру.
мысли,
memory