Онлайн фокус-группы

Jun 10, 2025 11:46


Внимание! Исключительно рабочий пост для коллег, а также тех, кто интересуется прикладными исследованиями.



Тренд этой весны - диджитализация. Поэтому поделюсь некоторыми размышлениями о возможностях и ограничениях онлайн фокус-групп. Надеюсь, коллеги помогут найти ответы на некоторые вопросы.

Больше всего напоминает классические офлайн фокус-группы формат видеоконференций (например, с помощью программы Zoom). В таком формате порой даже удаётся добиться схожей групповой динамики (прямо душа радуется), поэтому сначала про него (картинка из семейной zoom-беседы, для иллюстрации).


1. Состав респондентов.

При должном уровне подготовительной работы можно ожидать участия более «качественных» респондентов, так как человеку не нужно сильно менять расписание, ехать на другой конец города. С другой стороны, доверие к онлайн-исследованиям среди населения пока не слишком высокое, многие ожидают мошенничества, поэтому нужные нам люди могут отказываться от участия.

Карантин тут является хорошим аргументом для респондентов, почему хорошее исследование всё-таки может проводиться онлайн. Я в начале беседы всегда объясняю (особенно не-молодёжи), что обычно мы проводим подобные дискуссии лично, но сами видите, какая ситуация… - все относятся с пониманием. По ощущениям, в таком формате стоит чуть больше времени уделить разогреву: пообщаться на отвлечённые темы, пошутить, найти точки соприкосновения. Ведь для многих участников сам формат видеоконференции - небольшой стресс.

2. Управление участниками.

Плюс видеоконференций - возможность быстро удалить участника, если тот нарушает дисциплину. Недавно один из респондентов, игнорируя вопрос, стал рассказывать о мистической истории семьи, позвал в кадр сына, потом, несмотря на мои увещевания, стал звать жену. В общем, коллега просто отключил его, объяснив причины уже за пределами конференции.

Удобно, когда кроме модератора в конференции в первые 20-30 минут участвует и admin (без видео) - помогает с настройкой микрофонов, удаляет неадекватных участников. Схема отбора респондентов, если число подключившихся больше необходимого, ещё не отлажена. Пока работаем так: подключаются все приглашённые, и в первые 10 минут, пока идёт настройка оборудования и непринуждённый разговор на отвлечённые темы, становится ясно, что отключать надо участником с плохим качеством звука.

Однако плюс может обернуться и минусом: отключиться от конференции для респондента легче, чем встать и уйти с офлайн группы. У меня пока таких случаев не было, но забывать об этом риске не стоит.

3. Влияние контекста.

Минус видеоконференций - респондент во время беседы не всегда вырывается из контекста. И карантин тут осложняет ситуацию. Кошки рожают, дети орут... Иногда все участники беседы слышат посторонние звуки, а сам респондент - нет (он-то в наушниках). На голове у респондента вдруг может оказаться мячик… Подобные мелочи не смертельны, удачная шутка модератора в такой момент способствует общему оживлению, что идёт дискуссии на пользу.

Но всегда нужно помнить, что за пределами видимости камеры могут находиться члены референтной группы, и респондент должен думать еще и о том, как выглядит в их глазах. Соответственно, часть информации теряется или искажается. Каким образом это минимизировать - пока под вопросом.

4. Взаимодействие с техникой.

Ещё один минус - далеко не все участники фокус-группы могут использовать компьютер. При подключении с помощью телефона на экране отображаются не все видео, неудобно отслеживать чат, рассматривать карточки. Если же респондент держит телефон в руке, то изображение прыгает, и мы видим то кусок уха, то потолок, то подушку, то кота. Это тоже не смертельно, но требует от модератора гораздо более высокой вовлечённости и многозадачности, чем в офлайне. Этот минус, как раз, нейтрализовать относительно несложно, если заранее предупреждать о желательности стабильной картинки.

5. Групповая динамика

Классическая групповая динамика основана на многоканальности, а общение в видеочате сродни разговору по рации - одноканальное. В онлайн-группах динамика порой распадается - в тот момент, когда участники не высказываются, они уходят в свои мысли, сёрфят по интернету, и т.д. Вовлекать респондентов в активное слушание я стараюсь дополнительными вопросами, уточнениями. Когда каждый знает, что его в любой момент могут попросить прокомментировать мнение предыдущего оратора, это отчасти держит в тонусе. Положительно сказывается на групповой динамике включение визуальных материалов - картинок и несложных карточек. Ну и, несомненно, чем интереснее и ближе респондентам тема, тем внимательнее они будут ловить каждое слово собеседников.

Групповая динамика, кстати, может распадаться и офлайн, особенно это заметно на молодёжных группах. Люди стали настолько зависимыми от смартфонов, что стоит попросить их убрать - возникает тревога. Если же смартфоны лежат на столе, респонденты будут время от времени проверять важные уведомления. При этом они обычно не теряют сути беседы, так как один из трендов современности - псевдомногозадачность, то есть умение быстро переключаться между несколькими задачами. В онлайн фокус-группах этот тренд получает логическое развитие. Вопрос о допустимости таких отвлечений в ходе дискуссии зависит от темы исследования и его задач.

Предварительные методические выводы и приглашение к дискуссии

Мне видится, что в онлайн фокус-группах возрастает значимость работы рекрутёра. Появляются новые технические и организационные моменты, которые нужно обсудить с потенциальными респондентами, наверное, стоит создать для рекрутёров и участников методичку с правилами и пожеланиями.

Модерирование тоже становится сложнее, так как приходится расщеплять внимание и следить не за одной картинкой, а за множеством картинок-реальностей, вовремя отмечать, если у кого-то из респондентов влияние окружающей обстановки достигло критической отметки. Недостаточно качественные картинка и звук не позволяют уловить весь спектр эмоций, что приходится компенсировать повышенной эмпатией и дополнительными вопросами.

Довольно много текста получается, поэтому про фокус-группы в формате форумов и чатов придётся писать отдельно. Коллеги, буду благодарна, если поделитесь своим опытом, советами и размышлениями по теме.

P.S. Для не-коллег. Если вы ещё не знаете, что такое фокус-группы, даю ссылку на мой пост про это явление «Что будет, если Атлантида войдёт в состав России? Вся правда о фокус-группах и глубинных интервью»

За обновлениями блога можно следить в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках или Инстаграме.

#конференции, #маркетинговыеисследования, работа, #социологическиеисследования, #фокус-группы, #социология, #онлайн, #прикладныеисследования

Previous post Next post
Up