не зашел
то ли накаркала этим своим "будет скучно", то ли чуяла
а по факту просто сил не было
уже на Мальте сплошное преодоление, но там я упиралась и вытянула
а к Италии кончилась и не заводилась
спала чуть не до обеда, почти не снимала, ничего не постила, дико тупила
(в России вообще влежку, сплю по 12 часов. железку б попить.. и берокку)
еще и не везло (как, собственно, всегда в нересурсе)
начиная с того, что Нани накануне моего приезда загремела в больничку и не смогла меня принять
зато маршрут расписала - феерический. все неочевидное в этом посте - ее искусствоведческая заслуга
котик прилетела днем вторника - прям в полдень Жирного вторника прилетела, в Mardi gra
и ващета рассчитывала погулять
но пока рулили по полю, пока больше часа простояла на паспортном контроле
пока зачиталась Искусством стильной бедности и проехала нужную остановку поезда
очухалась чуть не на полпути к Падуе
приползла к хостел, припрятала сходу попавшиеся юбилейные евры, приготовила ужин и упала спать
(начиналась тема мимозы)
следующий день был Пепельной средой
заранее почитала в инете про покаянную процессию, проставила геоточки церквей святой Сабины и святого Ансельма, а про время начала мероприятия недопоняла
в хостеле опросила всех испанок-бразильянок-католичек - никто про время не знал
не спросила только русскую немку (ей-то откуда знать?)
чтобы на следующий день задружиться взасос (именно Аня принесет 8-го марта круассаны в постель, и клубнику, и вообще сделает половину радости поездки) и смотреть на ее телефоне видео с Папой, общающимся с толпой на расстоянии полуметра
да, процессия была в 8 утра. Аня знала, сходила, еще и удачное место выбрала
я расстроилась.. капец как. на соседней кровати был ответ - и не спросила
весь день потом в толпе встречались чуваки с крестами из пепла на лбу, подсыпали котику на рану
Тибр
и так под каждым мостом
с чем повезло, так это с государственной неделей культуры в Риме
все национальные музеи всю мою неделю были бесплатны - а это добрых 2/3 запланированного
сэкономленное незамедлительно проедалось и пропивалось
первая же халява, единым пакетом - Колизей, Палатин и Римский форум
все о-гро-мен-ное
самое в Риме прикольное и непредставимое - что все в кучу и не сходя с места
Ромул и Рем, психанутый Нерон, египетские сувениры Калигулы, вот здесь вещал Цезарь, тут кровосмешался папа Борджиа, и чуть не в каждой церкви творили Микеланджело и Караваджо, и Молодой папа, и гладиаторы тоже тут, и термы, и хлеба, и зрелищ, и умученные христиане в соседних катакомбах с мистериями, и базилики в древних пантеонах, этруски, Наполеон, Муссолини, вражда с Флоренцией и Венецией, веспы, ром-бабы, граффити, пицца-паста-джелато
под боком у Колизея Нани советовала, а я не успела - катакомбы в базилике Сан Клименте
там сохранилось святилище Митры и первые фрески на простонародном итальянском
как спускаешься с Палатино и выходишь c Римского форума, оказываешься на форуме Траяна
и тут же огромная печатная машинка - алтарь Витториано
в нем военный музей, в который изначально не собиралась
и музей Возрождения, на который зажала денег
налево по ступенькам - Капитолийский холм
с площадью, спроектированной Микеланджело
и музеями Капитолия, в которые не пошла - глаза замылились античностью
а на самой пьяцца Венеция - палаццо Венеция (посольство Венеции в Риме, потом еще много чего, в т.ч. резиденция Муссолини)
сходила - и чет ниачем
может, потому что обновляли экспозицию, и все кроме парадных залов и галереи позакрывали
лифт в хостеле
взностальгнула по старому лифту на Орбели..
жила я рядом с Термини
так что две важных достопримечательности были, считай, во дворе
термы Диоклетиана
так и не дошла до них в часы работы, только снаружи посмотрела
эпичные развалины, можно вообразить изначальное великолепие
и Санта-Мария-Маджоре
большая - не зря одна из четырех паломнических базилик Рима - пышно, дорого-богато
и еще в ней произошло освящение славянских богослужебных книг, об чем установлена доска Кириллу и Мефодию
Испанская лестница
если пойти от лестницы по via del Babuino - к Бабуину и придешь (внезапно)
я ожидала натуральной обезьяны, но это просто страшный мужик в гидрокостюме, прозванный обезьяной староримлянами
заменял этим самым староримлянам интернет
коли кому требовалось озвучить антиправительственную гадость - писали стишок-пирожок и вывешивали на стенку за бабуином
народ читал, лайкал, шерил, репостил
википендия говорит, последние граффити на стене закрасили буквально на днях, пару лет назад
а стена-то не просто стена ("просто стен" в центре Рима нема, тут куда ни плюнь - сцуко, история)
стена ресторана Canova, в бывшей мастерской скульптора Канова
можно зайти, взять кофе у стойки, поглазеть на статуи и помещение той самой мастерской
дальше по виа Бабуино пойдешь - на пьяцца дель Пополо придешь
где, кроме всего прочего, находится базилика Санта Мария дель Пополо
в которой Караваджо
и которая закрыта на реставрацию до 2020 года, а часы открытия я так и не смогла отловить
а еще, говорят, где-то недалеко от лестницы есть торговый центр Rinascente
в котором при постройке цокольного этажа нашли остатки древнего акведука
и сделали к нему классное, бесплатное шоу (как спуститесь вниз, забирать направо)
фонтан Треви, понятно, видела
но там такая толпа..
психанула, даже телефон из кармана не достала
галерея Боргезе была в двух шагах от моего дома
но в кои-то веки я пролетела с предварительной бронью
пришлось довольствоваться музеем Пьетро Каноника в том же парке (скульптуры так себе, но дом.. - дом моей мечты) и гусями гагага
палаццо Барберини примерно в том же километре от, но в аккурат в другую сторону
как увидела Форнарину Рафаэля - сразу полегчало мне
а в зале Караваджо (Юдифь, Нарцисс, медитация св. Франциска) - отпустило и надолго
кстати, в Риме я впервые обратила внимание на женские прически скульптур, а потом и картин
у большинства на голове что-то примерно как у меня - скрутка на затылке из кос или просто скрутка
Пантеон прекрасен
почему-то именно этот купол (и Сикстину с Колизеем) больше всего хотела в Риме
там внутри еще могила Рафаэля
напротив церковь святого Евстафия
Нани советовала, но я всякий раз приходила к закрытым дверям. до сих пор не поняла, что там смотреть
вообще, во все церкви в Риме лучше приходить до 12
все, что позже - без гарантий, даже при наличии расписания на дверях
благо, знаменитая кофейня San Eustachio была открыта и эспрессо в ней воистину хорош
и на том же пятачке мороженка Punto Gelato
а коли нужен настоящий тирамису - это в ZUM (piazza del Teatro di Pompeo 20)
там и классический, и фисташковый, и манговый, и не какая-то туристическая фигня со сливками, еще и размороженными
за углом церковь Сан-Луиджи-деи-Франчезе, где Караваджо. три. три крутейших Караваджо про Матфея
там впервые увидела систему "бросаешь монетку - включается подсветка картины"
а без монетки ничерта не видно. жадные стоят ждут нежадных, чтоб на халяву полюбоваться-сфоткать
за другим углом базилика Санта-Мария-сопра- Минерва
буквально "над Минервой" (а слоник кагбе перед Минервой)
там чудная фреска Липпи (треба бросить монетку) и Христос Микеланджело
площадь Навона понравилась
фонтаны Бернини хороши (на фотке не они, а Нептун XIX века)
а музей Рима - нет. до сих пор жаль потраченных 9 евро (а Нани понравился. особенно цокольный этаж, на который я не попала)
очень жалею, что не зашла в Сант-Агостино - она там же, на Навона
из мрамора, выломанного из Колизея
значительную часть прихожанок составляли представительницы древнейшей
но главное, там Мадонна пилигрини Караваджо. и Исайя Рафаэля
в 50-ти метрах от пьяцца Навона - церковь Санта-Мария делла Паче
маленькая, уютная и фрески Рафаэля
отдельной строкой - локации Тоски
капелла Барберини в Сант-Андреа-делла-Валле
акт 1-ый, корзинка, веер, портрет, вот это все и Te Deum
дело было на 8-е марта, весь Рим был в мимозе
возле Сант-Андреа - кондитерская Cinque Luna. тесная, нетуристическая, незадизайненная
там в витрине слева от касс, сразу у входа - сладости по античным рецептам
страшненькие, мелкие, но вкусные (украшения из лаврушки - ок. но у древних была рикотта, сахар и шоколад? шоколад?!?!)
возвращаемся к Тоске
палаццо Фарнезе
2-ой акт, vissi d'arte, Скарпия морте!
здание, перестроенное Микеланджело
сейчас в нем посольство Франции - билеты на экскурсию надо бронировать сильно заранее
и фоткать нельзя, и тройной досмотр, и даже в туалет не пускают
тут же у Фарнезе памятник Джордано Бруно (похож на ассасина)
на месте его сожжения (пздц как страшно)
не знаю, почему не сняла. ступила. памятник классный, а Бруно - любимый с детства герой (настоящий. а не какой-то там компьютерный убийца)
и галерея Спада, в которой ложная перспектива Борромини
про нее узнала слишком поздно, возвращаться времени не было
замок Сант-Анджело
акт 3-ий, lucevan, расстрел Каварадосси и самоубийство Тоски
и в нем же сидел Бруно, несколько лет до костра. к слову
уже писала, в замок логично идти вечером, сразу после Ватикана
но я ждала красивого заката (как в постановке Мариинки) и дождалась
Уста Правды в стене церкви Санта-Марии ин Космедин доступны до 5 вечера
я была днем, глянула на очередь и стоять не стала, сбоку сфоткала
у патрульных смешные шапочки
мимими и уруру
но количество броневиков и людей с автоматами в центре города обескураживало
блошиный рынок в Трастевере работает только по воскресеньям
это была пичаль
но страдала я ровно до экстаза блаженной Людовики в Сан-Франческо-а-Рипа
последний заказ Бернини в церкви, дававшей приют Франциску Ассизскому
оттуда рукой подать до Санта Марии Трастевере
мозаики хороши, и фриз работы Каваллини
но чет не сфоткалось
Нани посоветовала пиццерию La Renella в 50 метрах от базилики - и таки да
вторым ее советом - слопать божественный Захер со сливками в Valzoni - не воспользовалась, ибо обожралась
в палаццо Корсини смотреть нечего
зашла, потому что все равно бесплатно и даже билет в Барберини уже выдали (они 2-в-1)
а вилла Фарнезина - окна в окна с Корсини - работала до 2-х и я не успела
оч жаль упущенных фресок Рафаэля
утешила меня только панорама Рима с Яникульского холма
и темпьетто Браманте во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио (бесплатный проход к часовне через Испанскую академию)
как-то так
зы: кроме уже упомянутого в тексте, на будущие приезды осталось
- Римская опера (в этот раз была на реставрации) и Аудиториум
- район Гарбателло и где-то рядом катакомбы сан Каллисто и сан Себастьяно
- Аппиева дорога и термы Каракаллы
- археологический парк Остия-Антика
ззы: лучшее римское воспоминание
вишня в 10 метрах от фонтана dell'Acqua Paola, в 50-ти метрах от Браманте
сумасшедший запах, парочка зеленых попугаев, "случайности не случайны"
Click to view