Там звучит музыка

May 04, 2016 11:15

      Недавно посетила музыкальный концерт Клада Дебюсси и Игоря Стравинского «Весна». Шла ради творчества Дебюсси, а влюбилась в Стравинского.

Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д. Шостаковича старейшая филармония в России. Она была основана в первой половине XIX века и состоит из двух залов: Большого и Малого. В этот раз я попала в Большой зал филармонии, располагающийся в самом центре города, в соседстве с Михайловским театром и напротив русского музея.




      В зале чувствуется торжественность и праздничность. Высокие колонны, окружающие партер придают залу монументальности и стройности. А люстры, гордо свисающие с потолка, переносят нас в помпезный XIX век, напоминая, что филармония была центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга.

В центре зала располагается орган, но он не только не участвовал в выступление, но и был закрыт проектором. Потому что концерт проходил в рамках совместного проекта филармонии и Эрмитажа с демонстрацией картин из собрания музея на экране.

Всегда любила Дебюсси. Его плавные и стройные мелодии. Хотя считается, что Дебюсси, так же как и Стравинский в историю музыки вошли как новаторы, и ушли далеко от романтизма. Для меня музыка Дебюсси наполнена романтизмом и нежностью. Слушая его произведение, прямо чувствую, как весна приходит в дом, в самое сердце. Как душа просыпается от зимней спячки, готовая воспарить к уже пригревающим лучам солнца. Дебюсси воспитан в традициях романтизма под влиянием вагнеровских чар. Но он решил двигаться в своих творческих устремлениях в одном направлении с поэтами-символистами и художниками-импрессионистами, отклонившись от пути музыкальных традиций. В его музыке много новых, для его современников, качеств и окрасок. Своеобразная гармония, немногословные, но рельефные мелодичные фразы и тонкая звукопись - вот оттенки музыки, которые отличают Клода Дебюсси ото всех прочих композиторов. Он хотел творить свободно от правил, и, уверена, у него это с блеском получилось.

Впервые слышала «Танцы для арфы с оркестром» - прониклась уважением к арфе. Мне редко нравится музыка в исполнение арфы, как-то скучно и резко бьет по ушам.

Не знаю, то ли гений композитора, то ли талант исполнителя Анны Макаровой, то ли совместное творчество, но танцы были милы и изящны. Нежные переливы арфы гармонично сочетались с торжественностью струнного оркестра.

Насколько первый акт был нежен и волнителен, настолько второй был страстен и велик.

Во втором акте предо мной предстала музыка Игоря Стравинского. Я была мало знакома с его творчеством, и впервые слышала его в живом исполнении.

Всё-таки это большая разница слушать запись и живое выступление, не только с классическими произведениями, но и с современной музыкой.

«Весна Священная» Стравинского совершила переворот в музыке XX века. Дерзкое созвучие и стихийные ритмы были новы для слушателей. Ритмы и краски музыки можно сравнить с языческими танцами и поклонениями природе.

Если у Дебюсси чувствуется, как весна приходит в душу, то у Стравинского весна наступает в природе. Всё буйство, оживающей от длительного морозного сна, природы отображено в музыке. Новое рождение Земли. Его музыка напоминает о том, что бы ни происходило в нашем человеческом мире - у природы свои законы и циклы, и ничто ей не помешает.

«Весна Священная» относится к той категории произведений, которые вызывают либо восторг, либо отрицание, третьего не дано. Что - я в восторге.

Дебюсси, Стравинский, музыка, классика, филармония

Previous post Next post
Up