Если честно, у меня не находится слов для того, чтобы описать все увиденное. Все, что мне удается извлечь из моего сознания - это какие-то обрывки эмоций, вопросы без ответа и несвязные мысли. Словно мою душу вынули, встрясли и засунули обратно.
С тех пор, как я побывала в немецком концлагере Аушвиц (Освенцим), слово "война" и День Победы для меня обрели новое значение.
Постараюсь передать вам все то, что у меня внутри.
Когда я увидела въезд в Аушвиц: рельсы, ведущие внутрь территории, которая ограждена колючей проволокой - меня затрясло.
Невозможно себе представить, что какой-то реальный человек или группа людей могут построит лагерь смерти, в котором убийство будет не просто нормальным, а поставленным на поток. Фабрика по убийству людей, включая инвалидов, женщин и детей.
Это не вымысел какого-то больного режиссера. Это война.
Это то, с чего все началось.
Это большая нескончаемая боль всего мира. Это огромная рана на теле еврейского народа. Это стыд Германии.
Когда я ходила по коридорам бараков, где когда-то ютились люди (в основном евреи, но у смерти нет национальности), обреченные на смерть, в голове крутился только один вопрос: "почему это длилось так долго?". Евреев начали отправлять в Аушвиц с 1939 года, а война закончилась в 1945 году. Как так произошло, что никто этого не знал? Как так произошло, что около 6 миллионов человек убили и сожгли в крематориях? Стерли с лица земли почти целый народ, как будто его и не было?
Как это возможно?
Глядя на тонны срезанных с заключенных волос, глядя на тонны посуды, которая осталась в концлагерях, глядя на одежду заключенных... Меня поглотила такая тоска и отчаяние, которое не способен заглушить ни один салют в мире.
Дети. Там были дети. И после того, как советская армия освободила Аушвиц, были найдены тысячи детских ботиночек, распашоночек, кофточек. Каждая вещь - это смерть.
Я сейчас пишу это, и слезы наворачиваются на глазах.
Вот что такое война. Когда гибнут мирые люди, когда умирают ни в чем не повинные, когда гибнуть дети.
А еще очень много лжи.
И жестокости.
Когда в России праздновали День Победы, я была в Аушвице в Польше, и мне было совсем не радостно. Потому что война - это не праздник, а окончание войны (или День Победы) - это день памяти по погибшим.
Мы не приходим в день смерти наших родных на кладбище и не пускаем там феерверки. А за эту войну вся центральная Россия, Европа и страны бывшего СССР превратились в кладбище.
День Победы - это действительно День Победы. Но чтобы понять его, нужно почувствовать немного больше, чем просто радость.
И еще..
У меня в памяти четко отложилось 2 образа.
Запах смерти - это запах старой кожи. Когда старой кожи много (а в Аушвице кожаной обуви умерших очень много) запах проникает в тебя и во рту появляется вкус крови.
Звук смерти - это звух скрежета колес поезда о рельсы. Я думаю, если ад существует, то звук там именно такой.
У этого поста нет ни конца, ни морали, ни выводов.
Просто теперь я знаю немножко больше о войне, жизни и смерти.
P.S. На самом деле мне не передать весь ужас, который я пережила за несколько часов своей жизни.
Очень важно, что теперь я это знаю и теперь я буду с этим жить. И я не хочу это забывать.
А еще хочу, чтобы о войне чуть-чуть больше знали другие. Чтобы у войны было настоящее лицо - смерть, а не георгиевская ленточка или радость от победы.