Кумари. Легко ли быть живой богиней

Mar 28, 2017 14:02



2010 год, из записок о Непале

Есть в Катманду место, не похожее ни на что на свете. Там невольно вспоминаешь старые сказки о принцессах и понимаешь, что эти сказки не всегда и не везде безоблачно-счастливые или как минимум безобидные. Здесь убеждаешься в существовании странных, поистине жестоких традиций и задумываешься о том, как далек этот мир от того, к которому мы привыкли.

Королевства больше нет, Король свергнут несколько лет назад (в 2008 году), но индуизм по-прежнему непоколебимо жив. Страх перед богами, человеческая зависимость от них, непреклонная вера и, быть может, какие-то истории прошлого, обросшие вековыми легендами, сформировали устойчивые традиции. Такие традиции, которые невозможно разрушить никаким государственным переворотом, никаким новым политическим укладом, никаким военным отрядом с автоматами и дубинками.

В Катманду, недалеко от площади Дурбар, в мрачном дворце, покрытом деревянной резьбой и столетними слоями пыли, обитает девочка, официальный статус которой - живая девственная богиня. Ее божественное имя - Кумари. О своем настоящем имени этой девочке приходится забыть на многие годы. В одном лице она является живым воплощением нескольких индуистских богинь. Ей поклоняются в равной степени и буддисты, и индуисты. Ей приносят дары, ей молятся, её почитают, ей подчиняются.



Дворец живой богини Кумари в Катманду, правая сторона



Дворец живой богини Кумари в Катманду, левая сторона

Вышедшая из индуизма традиция регулярного отбора  подходящей девочки  из касты Шакья народа неваров складывалась веками, пока наконец не сформировалась в четко налаженный и довольно жестокий механизм. Девочку, которой суждено стать живой богиней, отбирают из множества претенденток путем сложнейших тестов.

Привлеченные материальными благами, многие родители из самых разных регионов страны съезжаются в Катманду, чтобы представить на суд из пяти индуистских священников свою дочь. Девочкам не должно быть больше четырех лет, отбор идет по тридцати двум параметрам, включающим внешность, состояние зубов и кожи, характер, гороскоп. Гороскоп девочки до последнего времени считался очень важным критерием для судей:  он должен был полностью соответствовать гороскопу действующего Короля Непала.



Резные деревянные окна дворца живой богини Кумари в Катманду

В ходе отбора всем маленьким претенденткам традиционно предстоит выдержать несколько очень сложных испытаний. Самое тяжелое из них - испытание страхом. Ребенка в возрасте трёх-четырёх лет запирают в темной комнате, где раздаются душераздирающие крики людей, громкие неприятные звуки и рычание животных. Через некоторое время в темноте появляются мужчины в ужасающих костюмах и масках. Они исполняют странный танец и кидают к ногам девочки окровавленные буйволиные головы, отрубленные во время жертвоприношений. Если девочка не испугалась, никак не проявила свой страх и осталась абсолютно спокойной - она и есть настоящая Богиня.

Когда богиня Кумари выбрана, она переселяется во дворец, где с этого дня обязана жить постоянно, выходя из него лишь один раз в год - во время важного индуистского праздника. Ее дворец располагается в южной части площади Дурбар в Катманду.



Деталь резной деревянной двери дворца живой богини Кумари в Катманду



Деталь резной деревянной двери дворца живой богини Кумари в Катманду



Деталь резной деревянной двери дворца живой богини Кумари в Катманду

Родителям этой девочки государство обеспечивает хорошее жилье в столице и достойное содержание, но посещать свою дочь во дворце они могут крайне редко и только по формальному поводу. С первых же дней жизни во дворце девочка сталкивается с различными ограничениями: ей запрещено носить одежды какого-либо другого цвета, кроме красного, запрещено работать, запрещено общаться со своими сверстниками за исключением лишь некоторых тщательно отобранных детей из той же касты. Кумари запрещено учиться, получать образование, потому что богиня изначально считается мудрой и всезнающей. Она не имеет права носить обувь и касаться ногами земли за пределами залов дворца, она всегда должна выражать своим поведением божественность и беспрестанно выполнять свою ритуальную роль. Она обязана принимать просителей, больных и чиновников.

Внутренний двор и храм богини Кумари открыт для всех посетителей, сюда можно заходить гостям города для осмотра архитектурных деталей, стен и окон дворца, где прячется девочка, а также местным жителям, желающим совершить молитву и оставить подношение.



Святыня для поклонения во внутреннем дворике



Женщина, несущая подношения во внутреннем дворике дворца

Очень редко, но всё же такое случается, она выглядывает на несколько секунд из окошка во внутренний двор. Считается, что тот, кто увидел ее, непременно станет счастливым до конца жизни. Некоторым посетителям улыбается удача: когда они гуляют по внутреннему дворику, Кумари вдруг появляется в окошке на несколько секунд, осматривает всё сверху и исчезает. В такие моменты ее строжайше запрещено фотографировать!

Лицо этой маленькой девочки, покрытое невероятным количеством яркой косметики, возникает лишь на мгновение, но запоминается надолго. Её ежедневный макияж похож на маску: лоб расписан красным, посреди него контрастной краской нанесён рисунок, изображающий огненный (третий) глаз, густые черные линии резким контуром обрамляют глаза, ярко-красным выделены губы.



Избранная в 2008 году живая богиня Кумари в золотом паланкине на одном из праздников. Фото @ Dinesh Shrestha

Один раз в год, во время индуистского фестиваля, богиню сажают на золотую ритуальную колесницу и вывозят на центральную площадь на общее обозрение. В этот день ее можно фотографировать.

Божественный статус Кумари, тем не менее, имеет ограниченный срок действия. Эта девочка является богиней лишь до того момента, пока на ее теле не появится хоть капля крови. Решающей может оказаться даже малейшая царапина или порез, вызвавший незначительное кровотечение. Но даже если кожа девочки остается неповрежденной на протяжении лет, срок ее божественности неизменно заканчивается в момент полового созревания вместе с естественным физиологическим процессом. Она перестаёт быть богиней Кумари, слагает с себя полномочия и покидает дворец,  чтобы начать жизнь обыкновенного человека.

Бывшим Кумари государство выплачивает неплохую пенсию, многие из них только тогда приступают к учебе. Им бывает трудно выйти замуж, поскольку в Непале широко распространено поверье о том, что мужчина, женившийся на бывшей Кумари, всю жизнь будет несчастлив. Его самого и его семью будут постоянно преследовать беды, несчастья, болезни.

Говорят, что бывшие богини ведут замкнутый образ жизни и обречены на одиночество, а некоторые из них уходят в монастырь. Впрочем, во многом это оказывается лишь неподтвержденным слухом, и жизнь более современных экс-Кумари уже не слишком отличается от жизни обыкновенной непальской женщины. Порой о ее прошлом напоминает лишь надолго привязавшееся божественное имя - Кумари, на неварском языке означающее «девочка».

А в Катманду тем временем судьи начинают очередной отбор, тестируя новых маленьких кандидаток, одной из которых будет суждено продолжить этот цикл, этот вечный круговорот богинь, веры, традиций.

Непал, традиции

Previous post Next post
Up