"Как же всё-таки хорош Голсуорси!" - В очередной раз воскликнула я, закрывая последнюю страницу сборника рассказов "Цвет яблони". Совершенно очевидно, что Нобелевская премия по литературе "за высокое искусство повествования" была присуждена ему абсолютно справедливо.
Мне было интересно узнать, что же есть ещё в его творчестве, помимо "Саги о Форсайтах", какие грани, темы, смыслы. Судя по этому небольшому сборнику, о котором я уже
немного писала раньше, Голсуорси очень хорошо удаются, помимо прочего, лирические рассказы. Я привыкла воспринимать его как автора прозы о деловом мире Англии ("Сага о Форсайтах", "Стоик" и др.), но его рассказы о любви - прекрасные, тонкие, с изумительными описаниями - не могут оставить читателя равнодушным.
Тема старческих воспоминаний о своей жизни, тема ностальгии о былом, психологический сравнительный анализ прошедшего с настоящим - это то, чем пронизано большинство произведений Голсуорси. И надо сказать, что мне не приходилось читать произведения иных авторов, где эта тема была бы раскрыта глубже, интереснее, психологически более тонко и правдиво. Из таких повествований-размышлений, повествований-воспоминананий, где герой оглядывается на свою прошедшую жизнь и думает о том, что было сделано и что было прочувствовано за эти годы, складываются важнейшие ответы на вопрос о смысле жизни, о ценностях человеческого бытия.
То, что осталось позади, в прозе Голсуорси часто выходит на первый план, становясь главным мотивом его рассказов. Мы вместе с героями сравниваем то, что было, и то, что стало; к чему стремился и к чему пришёл... В мир лондонских банков, бирж и акций вдруг вплетаются лирические любовные истории, романтизмом пропитан большой рассказ "Цвет яблони", давший название всему сборнику. Итогом воспоминаний о молодости становится глубокое размышление героя о том, что могло бы быть, как могла сложиться жизнь, если бы на одном из её незримых поворотов он сделал бы иной выбор. И как безжалостно время, которое уводит нас всё дальше от того, что мы на самом деле хотели, оставляя нас наедине с тем, к чему мы в итоге пришли.
Удивительно, но в этом сборнике перед нами предстаёт не только консервативная деловая Англия, как в ливерпульском "Стоике" (рассказ удивительно хорош, заслуживает отдельного внимания), но и Южная Африка в рассказе "Самый главный камень", и Монте-Карло в рассказе "Санта-Лючия", который мне напомнил что-то из прозы Бунина, современника Голсуорси и также лауреата Нобелевской премии в области литературы. Любопытно, что Нобелевскую премию Бунин получил через год после автора "Саги о Форсайтах" - в год, когда Джон Голсуорси уже скончался.
Рассказ "Санта-Лючия" окутан воспоминаниями о былом не менее, чем другие рассказы Голсуорси. И сходство с Буниным прослеживается не оттого, что в повествовании участвуют две русские молодые девушки, русская семья, а оттого, что всё пронизано таким особенным волшебством - волшебством внезапной страсти, волшебством загадочной незнакомки, волшебством чего-то чувственного и мимолётного, какое мы видим в лучших образцах бунинских "Тёмных аллей".
"Как изменилась жизнь!" - этот возглас часто встречается в текстах Голсуорси, и в "Санта-Лючии" он очень конкретен, ясен:
"... Обаятельная семья, приятно вспомнить о них через столько лет! Теперь нигде не сыщешь такой русской семьи - они изчезли, сгинули с лица земли.... Космополиты - и всё же настоящие русские с их "самоваром" и "закуской"..., стопочками водки для господина Ростакова и бутербродами с икрой, которые девицы обычно брали с собой, отправляясь на осликах в Горбио ...в сопровождении гувернантки, приветливой молодой немки. Немцы тогда тоже были другие! Как изменилась жизнь!"
Одна, всего одна лишь фраза из этого же рассказа "Санта-Лючия" всколыхнула и мои воспоминания, как, наверное, оживила бы воспоминания любого, потому что у каждого из нас была когда-то подобная история:
"Возможно, у каждого бывают в жизни такие минуты чистейшей романтики, когда отважно идёшь на всё".
"Чистейшей".
"Отважно".
"На всё".
Разве не так?
Наверное, не от праздного безделья я время от времени перечитываю "Сагу о Форсайтах" и неслучайно познакомилась с рассказами Д.Голсуорси, которые мне полюбились, просто бывают такие авторы, которые всегда с тобой. С ними в течение жизни ведёшь некий внутренний диалог, находя каждый раз всё новые грани смыслов и новые ответы на свои вопросы.