Происторию. Зачем Владимир крестил Русь. Замечание культуролога.

Feb 02, 2016 17:34


Кажется, с крещением мы уже разобрались, но вот не могу не отметиться. Потому что по ходу очень важно объяснить одну вещь, которая не в чести у наших школьных учебников, хотя именно сейчас могла бы быть ох как полезна. Про менталитет.

Увы, благодаря усилиям сочинителей всяких неоязыческих теорий, мы сейчас плоховато представляем, как выглядел мир глазами язычника. Ну и, шире - глазами средневекового человека вообще.

Современные граждане эпохи медиа, которые с утречка нажатием одной кнопки в реальном времени получают полную картинку авиакатастроф/наводнений/цунами, а также миграции австралийских пигмеев и температуры воды у западного берега Мадагаскара, очень любят выдавать что-то вроде: «Во время оно вся земля верила в одну религию, и верховным богом у них был Ра». Первый вопрос, который возникает у меня при чтении таких пассажей: «Интересно, с какой скоростью и на каком языке получали информацию о Ра пермяки или якуты, и почто их носило в Африку?»

На самом деле, если мы подойдём к вопросу со стороны религии, то в тех же «Легендах и мифах Древней Греции» Куна хорошо читать ссылочки. Например, о том, что очень многие граждане из греческого пантеона изначально были «пастушьими богами». Только вот Аполлон - это не просто «бог-пастух», «отдыхающий пастух, играющий на кифаре». А Гермес - «пастух, перегоняющий стада». А Пан, судя по обуви, - вообще изначально был бараном, то есть это - тотемное животное, «баран-предок». (Кстати, Ра, товарищи, это ни разу не «бог солнца» - это «бог катящегося по небу солнца», и ещё где-то там мелькал сюжет о том, что Фараоны достигают Царства мёртвых в ладье Ра, но не факт, что он был общеегипетским. А для солнца-подателя благ был у египтян бог Атон. Но и с тем у Эхнатона, как помните, возникли некоторые проблемы.

Про что это я? Про то, что там много деталей.
Если на ту же религиозную проблему мы посмотрим со стороны географии, то будет ещё интереснее. Например, «Хождение игумена Даниила», общий срок путешествия - более двух лет. То есть, путь из Нижегородья в Святую Землю, комфортный и протоптанный - занимал более года. «Некомфортный» путь из Твери в Индию, по Афанасию Никитину - тоже около того (комфортный - длиннее, потому что в обход, правда, именно на нём автор и умер, так и не увидев родной Твери).

Подлинные масштабы землетрясения в Лиссабоне, поскольку погибла основная часть населения стали известны миру через несколько месяцев. В Лиссабоне, в 1755 году, Карл! Вот именно так выглядел мир до изобретения телеграфа.
Вы представляете в этом интерьере гонцов, отправляющихся из Мемфиса, чтобы донести до глубин пермяцких земель последние откровения сивилл Ра? Я тоже. Ибо непонятно главное - ЗАЧЕМ?
Однажды в качестве цитаты из бальзаковских «Шуан» я видела фразу: «Мир французского крестьянина заканчивался там, где с линии горизонта пропадала вершина колокольни в его селе». Так вот, это не буквально, но очень верно.

Свой город, а чаще - деревня, окрестные поля, которые жали, лес, куда ходили по грибы и ягоды, - вот, пожалуй, был мир, в котором человек мог прожить всю жизнь. Дальше выезжали по необходимости: в соседнее село - сосватать невесту (законы вырождения просчитали достаточно быстро), в город - продать одно и купить другое. Мотаться дальше, если ты не купец, дипломат, князь или воин-наёмник, основной массе населения было просто незачем.

Хотя, справедливости ради надо сказать, что раннее, Домосковское наше средневековье - то самое, которое в старых учебниках обозначено «периодом феодальной раздробленности» - интереснейший, хотя из изрядно примятый позднейшими историографами период.

Уже в XVI веке историю у нас планомерно стали переписывать под «царство» - по имперскому принципу. Но ведь до этого жили отдельными княжествами - с кем-то враждовали, с кем-то договаривались. И художники, и архитекторы с писателями туда-сюда ходили. Интересный пример местного деления, где каждый наводил порядок в своём дому. Хоть и бестолковая, но почти конфедерация. И правители сидели не в Москве, а на местах. А уж если принять во внимание парочку сохранившихся вечевых республик…

Стоп, я, кажется, обещала про Владимира. ОК, отматываем назад три-четыре столетия. Получаем расширяющуюся территорию государства, населённую, согласно Нестору-летописцу, почти двумя десятками разных племён. Да ещё такими разными по уровню развития как поляне (индивидуальная форма брака, землепашество) и древляне (собирательство, либо коллективный брак, либо отсутствие брачного института - «умыкали девиц у воды,» - говорит летописец).

Понятно, что жили они на своих территориях, со своим микроклиматом, питались им известными растениями, имели каждый свою систему приоритетов, а, соответственно, и свой список богов. Ибо (мои студенты разных лет дружно ухмыльнулись и подхватили хором): «Пантеон язычника - это памятник мозгов язычника». Да-да, меняющийся вместе с мозгами - посмотрите только, что эти несчастные наделали с Аполлоном!

Итого - друг другу представители разных племён были нужны и интересны примерно, как инопланетяне. Ну, то есть, прикольно, конечно, но вроде как незачем, да и вообще - всем давно и хорошо известно, что там за горизонтом обитают люди с пёсьими головами, страшные чудовища и ужасные американцы, которые ежедневно разделывают российских сирот на органы. (Простите, вырвалось, но вы поняли).И вот из этого, значит, Владимиру предстояло собрать даже не нацию - народность.

То есть, он, конечно, сначала попытался просто собрать общеязыческий пантеон - именно этот культурный эксперимент мы наблюдаем в летописи по 980 годом. Но не сработало. А дальше…дальше нужно было вводить либо культ Deo Roma, для чего не было ни ресурсов, ни времени, либо переводить всех на единую религию.

Так что использование христианства в качестве идеологии, кажется, придумали не вчера.

происторию, образование

Previous post Next post
Up