Наверное, 31 июля можно считать днем победы несогласных. Они продержались на площади все два часа, во время акции задержаний почти не было, ушли сами. Новая тактика - сидячая забастовка - принесла удивительные плоды. Полиция гоняла только прессу и тех, кто не присоединился к сидящим. Дело, конечно, не в том, что сцепившихся локтями людей так уж трудно растащить - позже, во время попытки шествия, им это отлично удалось. Но так было решено заранее. Они и сами объявили, что "бомжей" они трогать не будут, пока никому не мешают. (Стояший человек мешает больше, чем сидящий?) После акции, когда начались массовые задержания на Тверской, мимо меня промчался какой-то омоновский начальник, отчаянно оря в рацию: "А санкция на задержания у нас есть?" Оттуда: "Да, получили уже!" То есть - не было у них отмашки на задержаия. Поскольку в самопроизвольную демократизацию властей как-то не верится, ну разве что - в предверии выборов, встает вопрос - откель такое чудо? Попытка дискредитировать несогласных их наглядной малочисленностью? Ведь понятно, что не всякий психологически готов плюхнуться на грязный асфальт, а стоящих жестко оттесняли. Возможно, хотя и оставшиеся человек триста для безлюдной летней Москвы - дискредитация не особая. Или все-таки выборы? Или - показаться перед западным миром, что мы не Ливия и не Сирия? Остается только развести руками и, пользуясь случаем, в следующий раз собраться в более полном составе. Один умный человек говорил по аналогичному поводу: "Пока охотники охотятся друг на друга, зайчик может попрыгать на свободе".
Совещание перед акцией.
У выхода из метро появился Удальцов. Довольно долго монотонно твердил: "мы собрались здесь, чтобы отстоять наши права"... При появлении омона первая цепочка садится на асфальт. Полиция растерянно взывает: "Граждане, ваша акция незаконна".
Тех, кто стоит, оттесняют к метро.
Не хочешь, чтобы тебя гоняли - садись.
Сидящим почти непрерывно, все два часа, советуют по матюгальникам освободить тротуар, чтобы не мешать проходу граждан омоновцев. Не выдерживают, сами смеются.
Их призывы встречают аплодисментами и позитивным скандированием: "Полиция, будь с народом - не служи уродам" и даже "Полиции - высокую зарплату".
Ну а она что может - работа есть работа. Отгоняет стоящих, впрочем, все реже.
В конце концов отгородилась заборчиком и окончательно расслабилась.
Попытка почитать стихи вслух не удалась - уж очень шумно.
Сочувствующие.
Угощение. К с ожалению, немногие рискнули полакомиться - на асфальте рук не вымоешь.
Вторая группа сидельцев, у Пекина. Семь человек в одном баннере. Жутко представить, что было бы, если бы их попытались задержать - передушили бы наверняка.
Здесь совсем никого не трогали, даже с плакатами. Откуда-то издалека раздавались призывы освободить тротуар - в ответ скандировалось: "Это наш тротуар! Это наш город! Это наша страна!" Считая стоящих, в этой группе было раза в четыре больше, чем у метро.
Герой дня - шестилетний несогласный Ярослав. Скандирует - "Лимонова - в президенты". Позже был задержан за активное сопротивление полиции.
Где-то в пол-восьмого сидельцы у метро двинулись на соединение с группой у Пекина.
Братание.
Восемь часов. Победа! Народ скандирует: "Мы сюда еще вернемся", и тут пара парней начинает новую речевку ; "На-Твер-ску-ю", Удальцов подхватывает. Все, понятное дело, и двигаются туда - в любом случае, метро в сторону Кремля. Не знаю, было ли это запланировано - но, мне кажется, на этот раз было лучше ограничиться полной бескровной победой. Без стандартного финала с массовыми задержаниями на радость прессе.
Колонна несогласных тянется в к метро, потом - мимо, омон сопровождает.
Метров через двести вдоль по Тверской прорывают оцепление. Вот тогда и начинается конкретное мочилово. Можно - юридически - понять, за что задержана группа прорыва. За сопротивление требованиям и прочее противодействие. Но хватают почти подряд - а ведь колонна мирно шла по тротуару, молча, без плакатов.
- Этого взять!
Люди падают на асфальт, считая этот метод панацеей от насилия.
Теперь не помогает, их по одному растаскивают в автобусы.
Даже ребятам- срочникам как-то неприятно смотреть.
А господа начальники привыкли. Этого я помню еще со времен пикетов у Мещанского суда в защиту Ходорковского. Приличный, кстати, дядька, всегда можно было договориться на предмет превышения численности. Но - работа такая. Кушать-то хочется.
Тех, кто не задержан, гонят в метро. Я попыталась объяснить симпатичной омоновке, что мне туда не надо, та, улыбаясь во весь рот, объяснила: " Сказали в метро - значит, вам сегодня надо в метро". Впрочем, обходу цепочек и возвращению на прежнее место никто особо не препятствовал.
Пространство зачищено. Зачем вывели стройную шеренгу детей - неясно, наверное, для тренировки. Пусть учатся ребятки несогласных прессовать.
Врачи осматривают сломанную руку блогера Алексея Давыдова.
Остальные фотки с акции:
http://fotki.yandex.ru/users/daria-mas/album/167174/?p=0