В воскресенье проснулась с совершенно определенным намерением - сегодня надо поехать в Новый Иерусалим. Я была там давным-давно, еще когда он был музеем, и ничего не знала о его дальнейшей судьбе - даже о том, что с 1994 года он снова стал действующим. Время от времени подумывала съездить, но как-то не складывалось. А тут залезла в интернет, посмотрела, как добраться - оказалось, совсем просто - и на Рижский вокзал. На вечерней службе велась съемка, пользуясь этим фактом, мы нахально фотографировали все подряд, как бы за компанию. Потом нам сказали, что с завтрашнего дня собор закрывается на 5 - 7 лет на реставрацию. Если это так, то отложили бы поездку - и снимки внутреннего убранства в первоначальном неотреставрированном виде уже никогда бы сделать не удалось.
Ново-Иерусалимский монастырь
Основан патриархом Никоном в 1656 году. Он задумывался как подобие Града Господня и будущий центр всего православного мира. Главный Воскресенский собор возводился по черетежам храма Гроба Господня (в слегка уменьшенном виде), речку Истру переименовали в Иордан, окрестные холмы назвали Фавор и Елеон, березовую рощу - Гефсиманским садом.
С 1656 года по 1664 год впавший в немилость своего бывшего друга - царя Алексея Михайловича и отказавшийся от сана Никон жил в скиту за оградой монастыря. Несмотря на суровый пост и вериги, он собственноручно участвовал в грандиозном строительстве. Кстати, изразцовое оформление стен собора сделано по его рисункам. После ссылки, в 1681 году уже новый царь - Федор Иоаннович - разрешил Никону вернуться в созданный им монастырь но он умер по дороге и был погребен в северном приделе Воскресенского собора. В 30-е годы большевики вскрыли гроб Никона, до сих пор неизвестно, где находятся его останки.
Собор был достроен уже после его смерти, в 1685 году году. С запада к нему примыкает часовня, возведенная над копией Гроба Господня - огромная ротонда с многоярусными рядами окон, в храмовый комплекс входят еще несколько церквей и множество приделов. Все вместе выглядит как целый город с лесом куполов и крестов.
Судьба не щадила Ново-Иерусалимский монастырь. С 1666 года по 1678 год, во время ссылки Никона, монастырь пережил разорение. Строительные работы прекратились, по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря были вывезены все ценности. Даже название - Новый Иерусалим - было запрещено. С 1679 года, при Федоре Иоанновиче, строительство возобновилось и в 1685 году собор, наконец, освятили.
К концу ХУII века все каменные постройки были завершены. Во времена Петра Первого Новый Иерусалим снова пережил период испытаний. Земли монастыря были секуляризированы, в 1723 году обвалился шатер часовни Гроба Господня, в 1723 году сгорели деревянные палаты патриарха Никона. С 1730 года до конца ХУIII продолжалось восстановление монастыря. Для его реконструкции были приглашены лучшие архитекторы, в частности, ротонду восстанавливал Растрелли. В 1759 году собор заново освятили. XIX век - период расцвета Нового Иерусалима.В его стенах хранится одна из богатейших библиотек России, создается музей патриарха Никона, его посещают десятки тысяч паломников.
В 1919 году монастырь был закрыт, община разогнана, ценности экспроприированы: частично вывезены в Оружейную палату, а оставшееся послужило основой коллекции художественно-исторического, позже - краеведческого музея, открывшегося в стенах монастыря.
В 1941 году, во время отступления, саперы немецкой дивизии СС "Райх" взорвали монастырь. Были разрушены стены, башни, купол Воскресенского храма - и опять обрушен шатер часовни Гроба Господня. Восстановительные работы велись с начала 60-х гг и к началу 90-х были, в основном, закончены. В 1995 году Воскресенский собор и другие церкви комплеса были переданы Русской Православной Церкви, собор вновь (в третий раз) освятили. 20 октября 2008 года на кремлевском заседании было принято решение начать восстановление разрушающегося на глазах монастырского комплекса.
Интересно, предстоит ли этому монастырю когда-нибудь обрести былое великолепие или его странная судьба окажется сильнее благих намерений правительства? Но пока он поражает сочетаним грандиозности построек и романтичной, почти киношной ветхости внутреннего интерьера.
Вид с моста через Истру.
Город целый, трудно понять, где кончается один храм и начинается другой.
Эти изразцовые фризы с ангелушечками укпрашают собор и изнутри и снаружи.
Внутри Воскресенского собора.
Вечерняя служба.
Копия Гроба Господня. Внутри - копия камня, отваленного от гробницы Христа при Воскресении.
Знаменитая ротонда.
Лестница на второй этаж.
На втором этаже - то ли придел, то ли маленькая церьковь.
И галерея, ведущая вокруг алтаря. Вид сверху.
На лужайке у входа в храм стоит колокол.
Надвратная церковь и башня.
Галерея на стенах сонастыря.
Вокруг храма - маленькое кладбище. Бестужевы-Рюмины, Нащокины...
Эту Богородицу наверняка написал кто-то из передвижников. Только вот кто?
Цветочные узоры - следы Успенского крестного хода.
Мостик, ведущий к скиту Никона. Когда-то скит стоял на острове, следы рвов еще видны.
Скит. На первом и последнем этажах располагались церкви, остальное - жилые помещегния.
Истра - Иордан. С этих мостков паломники окунаются в реке.
Крест у Иордана
Небо.
На территории монастыря есть и музей деревянного зодчества. Часовня из села Сокольники, XYIII век.
Изба.
Сама высокая в России мельница. Из деревни Кочемлево Кашинского уезда Тверской области. До 60-х годов исправно работала в колхозе "Рассвет".
Последний луч.