Вчера в отеле Химавари (еще один "пятизвездочник" в Пномпене) прошла выставка фотографий, сделанных во времена режима красных кхмеров, 1960-1970 гг. Мы ходили. На выступление журналистов, комментирующих фотографии, не попали, но фото увидели. Изображения искореженных дорог и храмов, грустных детей, рыдающих женщин, искалеченных солдат, разрухи, все это оставило тяжелое впечатление. Посреди выставочного зала возвышался алтарь стенд с фотографиями журналистов, которые пропали без вести. Мол, они не вернулись из боя.
Мне их, конечно, жалко, но...
Зачем же на рожон лезть? Жертва во имя искусства это, наверное, благое дело, но нужна ли такая жертва искусству? Поясню на примере. Вот была фотография от 1975 года, на которой американские матросы высадились из вертолета на территории российского посольства, чтобы помочь эвакуировать сотрудников. Дым, гарь, все в касках застыли на земле в напряженных позах, и только один стоит. Безмятежная фигура. Без каски, без спецоборудования. Угадайте, кто это... Правильно, оператор. Снимает происходящее, мать его. Нет, чтоб встать где-нибудь на отшибе, так ему же нужно самый-рассамый кадр сделать, поэтому он пролез в самый центр. И стоит снимает исторический момент.
А пуля-то дура, как известно.
И висит потом этот оператор на доске почета под табличкой "пропали без вести, предположительно погибли", печально так висит. А рядом народ ходит и сокрушается: вот гады, ладно мирное население не пощадили, но нападать на независимых журналистов... вот звери!
Или фотография, страшная, у меня мурашки по коже пробежали, словно холодом от нее дунуло. Главное, на первый взгляд, ничего особенного. Сием Реап, пустынная дорога на Анкор Том, по обеим сторонам деревья. Но стоит приглядеться и видишь, что на дороге разбросаны останки человеческого позвоночника. Жуткая картина, пострашнее "Апофеоза войны". И подпись внизу: снимок сделан фотографом, которого позже захватили красные кхмеры, и с тех пор он считается пропавшим без вести.
Спрашивается: ну зачем ты туда полез??
Или я чего-то не понимаю? Меня всегда смущали люди, которые во время аварии или стихийного бедствия доставали припасенные фотоаппараты или мобильники и начинали дотошно снимать происходящее. Причем с таким уверенно-профессиональным видом: ничего, ничего, пусть другие занимаются жертвами, наше дело - запечатлеть событие для истории.
Истории правда это нужно?