Сей записью открывается новое направление моего ЖЖ. Я начинаю рассказывать о своих поездках. Конечно, начинать нужно было раньше, но... Именно направляясь в Белград, больше всего информации я почерпнула из ЖЖ о путешествиях. Отчёты были замечательные, за что их авторам большое спасибо. Но информация имеет свойство устаревать, а я люблю вещать сама, на то я и птица-говорун) Естественно, с картинками и другими кошерными вещами =) Начнём, пожалуй. Все картинки кликабельны.
День первый
Перелёт Санкт-Петербург - Белград
К нашему неудовольствию, прямые рейсы из Пулково в аэропорт им. Николы Теслы отсутствуют как класс. Поэтому команда из трёх человек - уже известной вам интеллектуалки и её родителей - отправилась по маршруту с пересадкой в Москве. Оба рейса выполнял "Аэрофлот", так что регистрировались мы один раз вместо двух и багаж, соответственно, сдавали тоже один раз. В Пулково нам пришлось отмахать приличное расстояние до места посадки: подземный траволатор по какой-то причине не работал. Полёт до Москвы прошёл легко и быстро, не трясло - не болтало, сэндвич-круассан был умят с аппетитом) а вот архитекторам и организаторам пространства в Шереметьево хотелось сказать немало тёплых слов... Мы дисциплинированно шли по стрелочкам для транзитных пассажиров, что и привело нас... не в тот терминал. Полчаса беготни по этажам и коридорам - и мы таки прошли паспортный контроль и уселись ждать свой рейс. Хорошо, что на пересадку у нас было 3 часа) родителей у паспортного контроля местный московский серб упросил сопровождать его пожилую маму, абсолютно не говорящую ни по-русски, ни по-английски. К счастью, дама в зале ожидания нашла сербскоязычных попутчиков и о том, что посадка у нас - ай, спасибо, Шерема! - перенесена на другой выход, узнала уже без нашей помощи)) Дальше было почти по любимой Ёлочке: "и думать о пилоте, чтобы он хорошо взлетел и крайне удачно сел..." где-нибудь у Теслы, а там ещё немного и Белград)))) Минск и Львов с высоты птичьего полёта не особо рассмотрела, а вот сам Белград полюбился мне с первого взгляда ещё с борта самолёта.
Трансфер, отель, чай и языковой барьер
Заблуждения относительно того, что сербский и русский за счёт принадлежности к одной языковой группе так похожи, что проблем в общении возникнуть не должно, очень сильны.
Сходства много, но белградцы в массе своей на родном языке говорят быстро и неразборчиво, так что сходу понять речь натива сложновато. Я во время пребывания в Сербии зависала, начиная с момента выбора языка для общения. Так что хорошая новость для тех, кто не владеет сербским и не заказывал трансфер: на стойке такси в аэропорту говорят по-английски. Поездка на Пожешку 67 (Баново Брдо) обошлась нам в 1800 сербских динаров, а если точнее - в 17 евро, т.к. валюту мы поменять не успели.
Отель, где мы жили, называется Balkan Garni, местные таксисты понятия о таком не имели. Наш водитель скорее догадался, что подъезжать надо не с Пожешки, а с небольшой параллельной ей улочки Раjка од Расине. Отель находится на двух последних этажах торгового центра, хотя на наш манер это, скорее, дом быта. Брдо - это гора, холм, здание с отелем как раз располагается на склоне этой горы. Цоколь здания образует такой заметный угол, что для того, чтоб выдержать горизонт полов, со стороны Пожешки этажей на 2 больше, чем со стороны Раjка од Расине. Вывеска со стороны Пожешки отсутствует, заходим со стороны Райка од Расина, ресепшн от входа налево (аккурат напротив секс-шопа)) Бейджики у персонала отсутствуют. Более симпатичная из девочек-портье очень любезна, толкова и неплохо говорит по-английски, как и вся молодёжь в Белграде.
Номер у меня был крошечный, но с большим балконом, откуда открывался вид на ту самую Банову гору:
Листочек у меня на кровати содержит приветствие в адрес мадам Леоненко) А ещё там была конфетка) Порадовало наличие в номере чайника. К чашке с блюдцем прилагался пакетик мятного чая. Да, по поводу чая! Это вы прочтёте в любом отчёте о Балканах, но я напомню: в Сербии, равно как и в соседней Черногории, а также Болгарии, культура ежедневного чаепития отсутствует. Пьют братья-славяне в основном кофе, а чай для них в первую очередь травяной и лекарство. Правда, в нашей гостинице на завтраках чай был, да и в некоторых ресторанах тоже находился в меню, потому как все эти заведения ориентированы на иностранцев, коими мы, руси, и являемся)) В Болгарии, например, чай отсустсвовал везде.
В день приезда мы побродили немного по нашему райончику Чукарица. Деньги, по совету портье, поменяли в том же здании, в цокольном этаже - там курс получше, чем везде. А вообще обменники в Белграде на каждом шагу на более-менее крупной улице. 1 рубль - это примерно 2,75 динара, мы меняли доллары, проще всего пересчитывается евро: 1 евро это примерно 100 динаров.
Близлежащий ресторанчик "Вук" родители сочли слишком шикарным, чтоб просто перекусить, а в многочисленные пиццерии идти отказывались категорически, поэтому меня ожидало долгое и мучительное объяснение с кассиром в Макдональдсе. Девочка знала английский и потому смотрела на меня с нескрываемым презрением, когда я запамятовала french fries. Как будто fried potato не отражает сути явления, а кассир - не сербка, а американка, только абсолютно не делающая разницу в произношении thirty и thirteen.
Перекусив, мы ещё немного прогулялись и уже в отеле (у родителей окна выходили на соседний дом, но с балкона открывался шикарный вид на Саву и остров Ада Циганлия) прикинули, куда отправимся завтра.
День второй
Завтрак
Шведский стол, не блещущий разнообразием, но дающий возможность подкрепиться, в виде стандартного набора из сосисок и яичницы, мясных и сырных нарезок, а также выпечки. Пирог с солёным сыром неплох, а вот нечто, напоминавшее кекс по виду, оказалось невкусным)
Транспорт
Итак, белградский транспорт достоин отдельной главы.
Метро в Белграде отсустствует. Две станции в центре города там когда-то построили, а дальше не задалось, но чтоб добру не пропадать, станции переоборудованы под местные городские электрички. Но нас это не утешало, железка БГ:ВОЗа до нас не дотянулась. Как не дошли и троллейбусы. Зато в ассортименте предлагались автобусы и даже два трамвая. Схема общественного транспорта Белграда такая схема, скажу я вам... Впрочем, лучше сами посмотрите и вдохновитесь:
Описание маршрутов можно посмотреть
на сайте перевозчика. Помимо дневных, есть и ночные маршруты (как во всех нормальных городах, к которым Питер только недавно отчасти присоединился, а про Москву в этом плане я вообще молчу).
Решив не рисковать, мы спросили я спросила у барышни-портье, как бы нам добраться в центр, а конкретно в Калемегдан, а также как оплачивать проезд. Только совсем недавно Белград отказался от компостирования талончиков и ввёл БСК. Как утверждает сайт их билетной системы
BusPlus.rs/), есть карточки именные и неименные. Принцип действия - электронный кошелёк. Неименную карточку можно зарядить максимум на 10 поездок, это 720 динаров. Ещё 40 динаров - это залоговая стоимость карточки. Картонной! Копейки, конечно, но ни в Хельсинки, ни в Москве никто не берёт за бумажную БСК залог. Купить карточки можно в газетных киосках, где торгуют (как и у нас) тётеньки в возрасте, которые (тоже как и у нас) владеют только родным языком. Лично я до сих пор путаюсь в ударениях в сербском, поэтому тупо подала бумажку с накорябанной волшебной фразой по-сербски, естественно, с привычными Добар дан (судя по наблюдениям за речью сербов и черногорцев, произносится без паузы в одно слово с ударением на дан) и ХвАла (это спасибо) вслух. Ударение на последний слог, как правило, не ставится, но что делать, когда слогов больше двух я пока не поняла)
Считыватели для карточек расположены как в питерском транспорте: на вертикальных поручнях у дверей. Но в отличие от Питера здесь считыватели пишут оставшуюся на счету сумму. Девайс фиксирует время и место твоей посадки, которые потом и просматривают контролёры. Контролёров много, при входе в транспорт они блокируют стационарные считыватели, дабы особо выдающиеся не успели отметиться карточками. Но проверяют карты как-то не у всех, и мы всего пару раз видели, как кто-то помимо нас платил за проезд при входе. Не то все "зайцы" с покерфейсами, не то мы не знаем какого-то нюанса. Город разделён на две зоны, два концентрических круга. Но практически все интересности сосредоточены в первой, так что переплачивать смысла нет.
Ближе всего к центру из всего транспорта, идущего через Баново брдо, подвозят автобусы 23 и 37. Хотя как выяснилось позднее, до центра не так далеко и от Ж/Д вокзала и от площади Зелени Венац. Остановки в белградских автобусах и большинстве трамваев (троллейбусы к нам в Чукарицу не ходили) не объявляются, за редким исключением в виде самых новых трамваев. Потом я обнаружила, что названия остановок можно подглядывать на том же считывателе для карточек)) За рулём в Белграде преимущественно водятлы. Да, и в автобусах тоже: пассажиров перевозят чуть более бережно, чем картошку или дрова. Взболтало нас порядочно, так что мы решили выйти немножко раньше. На большинстве остановок есть карта с указанием места, где ты находишься, и маршрутов всего останавливающегося здесь транспорта, так что соориентироваться в принципе можно. Впрочем, нормальные карты Белграда существуют только в Интернете, на бумаге же печатают схемы, слабовато отражающие реальное положение дел.
Таким вот образом доехали мы до улицы князя Милоша:
Тут находится правительство республики Сербия:
И прекрасный памятник американской демократии - руины Генштаба:
Не разбирают их не из соображений мемориальности, а по вполне прагматичной причине: правительство не хочет тратить на это бюджет, а инвесторы не находятся.
Так мы прогулялись до площади Теразие:
Гостиница "Москва", одна из самых старых и дорогих:
Фонтан, в воде которого мама немедленно захотела пополоскать ручки:
Вода в большинстве белградских фонтанов питьевая. Так что если не указано обратное, можно смело утолять жажду, фонтанов в центре много:
"Албания", на момент окончания постройки в начале прошлого века - самое высокое здание Белграда:
Выглянув на площадь Республики и полюбовавшись на Народно позориште (Народный театр)...
... мы вышли на главную пешеходную улицу - Князя Михаила:
Вот пока на этот раз и всё. Завершение программы второго дня - Калемегдан, а также такая важная часть любого путешествия, как обед, вас ожидают в следующей части)