Неоготика и историзм в Орле.

Oct 23, 2011 16:58


Построек, которые можно отнести к этим стилям, в нашей стране немного. Еще реже их можно встретить в небольших провинциальных городах, далеких от придворной суеты и модных тенденций в архитектуре. Тем не менее, в Орле, было сразу несколько зданий несущих в себе их черты
Самое известное из них и единственное сохранившееся, хотя и в сильно перестроенном виде − католический костел. Он находится на углу улиц М. Горького (бывшая Дворянская-Садовая) и Октябрьской (бывшая Введенская).



1. Современный вид.

Сейчас в нем с трудом можно узнать некогда красивый и величественный храм. Это несуразное длинное здание, с облупившимся фасадом, пристройкой с окнами, неаккуратно заложенными стеклоблоками, и нелепым балконом.



2.



3.



4.



5.

К счастью, у нас осталось достаточно фотографий, чтобы оценить прежнюю красоту, этой некогда важной городской достопримечательности.



6. Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Он был построен на средства католической польской общины в 1861 году и освящен во имя беспорочного зачатия Пресвятой Богородицы девы Марии. Сегодня мало кто знает, каким многоконфессиональным был наш город прежде и, что кроме костела его украшали еще и лютеранская кирха и синагога. Первые же католики в Орле появились в 40-х годах XIX века. Их количество увеличилось после того как много поляков было сослано в Орел за участие в восстании 1863 года. К началу XX века в городе насчитывалось более полутора тысяч католиков. А перед революцией во всей Орловской губернии их проживало более 35 тысяч. Сейчас орловская католическая община официально насчитывает около ста человек.



7.Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

В годы постройки храма, подражание готической архитектуре было модным в католических общинах на территории России. В орловском костеле об этом стиле говорили стрельчатые окна на боковых стенах и такое же оформление фасада, островерхие башни и окно-розетка в глубине портала. Увы, всего этого больше нет. После закрытия костела в 1938 году, его здание длительное время использовалось под клуб «Динамо», затем под производственное помещение АО «Орелпродмаш». В результате многочисленных переделок и приспособлений оно утратило почти все элементы первоначального архитектурного декора, убранство интерьеров и стрельчатое завершение фасада. Сейчас в нем находятся ремонтная мастерская, юридическое агентство и типография.
Из культовых построек XIX века еще лютеранская кирха имела черты готики на фасаде. Она была построена в период между 1859-1862 годами по ходатайству лютеранского общества. Несмотря на то, что архитектура кирхи была заметно проще, как и костел ее, часто печатали на открытках с видами Орла.



8.Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

И это простое прямоугольное здание, украшенное лишь рядом стрельчатых, «готических» окон и карнизом с прямоугольными зубцами, считалось городской достопримечательностью.



9.Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Однако в 1932 году новые «знатоки архитектуры» решили ее разрушить как не представляющую исторической и художественной ценности. Сейчас на ее месте жилой дом на углу Полесской и Октябрьской (Верхне-Дворянской) улиц.



10.

Из светских, тоже не сохранившихся, построек несущих на себе черты средневековой архитектуры можно вспомнить здание старого вокзала. Его построили в 1868 году, а разрушили в ходе боев за Орел в 1943. Своим обликом это интереснейшее здание меньше всего напоминало современные вокзалы, направленные лишь на сухую функциональность и практичность. Его авторы, позаимствовали для проекта черты и средневековых замков с боковыми гранеными башнями и европейских храмов, от которых взяли окно-розетку и форму фасада.



11. Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Однако, безусловно, самым известным светским строением в неоготическом стиле был частный дом, стоявший на берегу Орлика, называемый «башня Похвалинского». Он воплотил в себе романтическое представление о средневековой архитектуре, заимствовав ряд черт готических замков.
Это был, пожалуй, самый необычный из всех орловских домов, совсем не вязавшийся со скромным городским окружением, кусочек старой Англии в провинциальном Орле.



12. Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». Орел: Вешние воды. 2006.

Самой заметной его частью была большая, в четыре этажа восьмигранная башня, с зубчатой кроной и маленькими башенками наверху каждой из граней. На ее верхней террасе была смотровая площадка.



13. Снимок взят из книги «Орел вчера и сегодня». Орел: Вешние воды. 2006.

К башне примыкали прямоугольные части, более простые по архитектуре. Двор дома был окружен кирпичной стеной с «готическими» воротами. Интерьеры этого «замка», были под стать внешнему облику и поражали гостей своей роскошью и многочисленными коллекциями хозяина.



14.Рисунок художника В.Ромашова взят из книги «Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». Орел: Вешние воды, 2009.

Помещик В.П. Похвалинский построивший для себя столь странный и в то же время красивый и романтичный дом, и без того слыл в городе известным чудаком. Любил гулять по городу в «боярском костюме», писал только на старославянском. В то же время этот странный, даже для нашего времени, человек внес большой вклад в культурную жизнь Орла. Он был одним из основателей и хранителей Орловского Краеведческого Музея, подарил ему часть своих коллекций монет и картин. Был организатором первых раскопок на месте слияния Оки и Орлика в 1902-1903 годах.
После смерти Похвалинского в 1907 году и согласно его завещанию, дом достался городской управе, для размещения там общества изящных искусств. Не известно успели ли городские власти исполнить последнюю волю покойного, но по воспоминаниям старожилов после революции дом пустовал и разрушался. А в 1944 году его разобрали, как «руину». Из-за изменившегося пейзажа местности, точное расположение «башни Похвалинского», определить трудно, но, по мнению краеведов, дом стоял на месте современного памятника И.А. Бунину, перед входом в ЗАГС.



15.

Все некогда украшавшие город здания в «готическом стиле» или просто заимствовавшие отдельные черты средневековой архитектуры, утеряны безвозвратно и большинство орловчан даже не подозревает об этой романтической стороне городской истории. Хотя, периодически в орловской прессе ведутся разговоры о восстановлении «башни Похвалинского». Но постройкой очередного новодела не вернуть потерянной части истории, не обернуть время вспять. Пожалуй, только костел еще можно восстановить. Это помогло бы вернуть из небытия хоть часть былого разнообразия архитектуры, забытой красоты нашего города. Однако в современной ситуации осуществление такого проекта представить сложно, по многим причинам.

Источники:

http://www.orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread

http://www.valley.ru/~art/crank2.htm

http://orel450.ru/menu/nowdays/news/201010061/

http://www.orelvkartinkax.ru/orel_1900.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Неоготика

«Орел вчера и сегодня». - Орел: Вешние воды. 2006.

В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». - Орел: издательство ОРАГС, 2005.

«Архитектурные древности Орловщины». Орел: Вешние воды, 1998.

«Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». Орел: Вешние воды, 2009.

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

история, архитектура, утраченное, храмы, каменные дома, Орел

Previous post Next post
Up