Nov 15, 2011 21:16
Как писать о греческой лирике? Лишь только этот вопрос возникал в моей голове, руки опускались. И вот сегодня потихоньку что-то все-таки начало получаться. Я решила последовательно, но кратко написать обо всем, что мне удалось прочитать из греческой античной лирики.
Итак, начну, пожалуй, с элегий, тематика которых весьма и весьма разнообразна. Например, Каллин пел о храбрости в бою, Тиртей - о гражданском долге защитников родины, о доблести и храброй смерти на войне. Мимнерм же, воспевая военные походы, кроме всего прочего вспоминает о старости и приходит к выводу, что лучше в молодости погибнуть в бою со славой, чем в старости быть обузой окружающим. Другой поэт, Ксенофан, в своих элегиях больше внимания уделяет размышлениям о сущности богов, чем восхвалениям войн. И Солон также более увлечен философией, рассказывая в элегиях, например, о своей теории «седмиц» (семилетий) человеческой жизни либо противопоставляя благозаконие и беззаконие. Кстати, понятие «благозаконие» как нельзя лучше сочетается с элегиями Феогнида, которые мне напоминают «Труды и дни» Гесиода или русский «Домострой»: так много поучений и наставлений вложил в них поэт.
Теперь займусь сольной лирикой. Пожалуй, самым интересным поэтом этого жанра (если так можно сказать) мне показалась Сапфо. Ее стихи полны ярких живых эпитетов, сердечных обращений к Афродите как богине-покровительнице любви, а свадебные хоровые песни исполнены всеобъемлющей радости и даже удали. К жанру сольной лирики обращались также Алкей и Анакреонт. Первый пел о весне, красоте природы, бурном море и ветре, но не обходил стороной и гражданскую тему: например, он вынес «приговор» Елене или восхвалял воинов-митиленян. Второй же в своих стихах часто обращался к богам или писал о любовной страсти.
Греческие поэты, такие, как Архилох, Гиппонакт и Семонид Аморгский, обращались к жанру ямба. Они пели о том, что их волновало больше всего: о любви, мести, семейных отношениях. В их творчестве присутствовал и комедийный, юмористический, элемент. Например, в описании различных «типов» жен и возможного вреда или пользы от них (у Семонида), либо в «грозных» требованиях лучшей сытой жизни (у Гиппонакта).
Наверное, самая сложная часть античной греческой лирики - хоровая, тематика которой также весьма и весьма разнообразна. Алкман, Ивик, Симонид Кеосский, Стесихор поют как о природе, так и об обычной жизни, простых человеческих нуждах и переживаниях, воспевают подвиги, иногда при этом обращаясь и к музам. А вот Пиндар и Вакхилид сочиняли торжественные оды и дифирамбы.
Таким образом, лирика - огромный пласт греческой античной литературы, анализировать который - большой кропотливый труд, а для меня, наверное, пока что - непосильная задача. Думаю, мою работу можно назвать в некоторой степени поверхностной, но для меня она была, несомненно, очень важна - по крайней мере, я хоть немного систематизировала в памяти прочитанные мной элегии, ямбы, а также сольную и хоровую лирику.