Oct 28, 2011 00:49
«С чего бы начать писать?» - вот вопрос, который возникает у многих студентов-филологов гораздо чаще, нежели чем вечные «Что делать?» и «Кто виноват?». Как-то раз задумались над ним и две первокурсницы, Наташа и Даша. Им нужно было ответить на вопрос преподавателя: по-разному или одинаково герои и героини трагедий Еврипида испытывают страсти, боятся, мстят, ревнуют?
Даша сказала:
- Я думаю, что герои и героини трагедий Еврипида испытывают страсти, боятся, мстят, ревнуют по-разному, ведь трагик сделал их похожими на настоящих людей, а не на театральных кукол или выдуманные бестелесные образы. Герои «Алкесты», «Электры» и «Ифигении в Авлиде» не похожи друг на друга, хотя в них заметны и схожие черты, что объясняется, как сейчас говорят, веяниями времени, взглядами переводчиков и самого автора.
- Я с тобой согласна, - ответила Наташа. - Мне кажется, что герои и героини по-разному воспринимают мир, чувства, а главное - веру в богов. Разбирая «Ореста», «Медею» и «Вакханок», я пришла к выводу, что женщина смиренна до тех пор, пока чаша страданий не переполнится. Тогда ненависть превращается в коварство, а коварство - средство борьбы. Мужчина же, думая, что женщина - существо коварное и дерзкое, проигрывает ей в глубине чувств и способности к самопожертвованию.
- А мне кажется, - перебила Наташу Даша, - что у Еврипида, хотя героини и похожи одна на другую, но вовсе не одинаковы. Например, похоронные или предсмертные плачи и стоны героинь не очень сильно отличаются друг от друга в разных трагедиях, и иногда можно заранее догадаться, какие общие фразы произнесет, например, любящая Алкеста, или коварная Клитемнестра, или несчастная Ифигения перед смертью. Но характеры героинь разительно отличаются друг от друга, а значит, и причина испытываемых страданий, и предсмертные переживания различны.
- Да-да, - подхватила Наташа, - героини трагедий порою совсем не похожи. Например, для Медеи ее страсть - «основа жизни», как пишет М.И.Никола. Она принесла ей в жертву близких, родину, имя. А в «Вакханках» женщина - благодать наивной веры, мужчине же, Пенфею, чуждо божественное.
- Также не следует забывать, - отметила Даша, - что немаловажное различие состоит и в том, как и чего бояться герои. Например, царь Ферет, муж Алкесты, боится обидеть гостя Геракла и тем нарушить законы гостеприимства; а царь Агамемнон боится злой народной молвы и бунта солдат и потому приносит в жертву свою дочь Ифигению. Царица Клитемнестра боится быть убитой, а ее дети, Орест и Электра, боятся отцовского проклятия, если не отомстят за его гибель. Разные ценности - разные страхи.
- Кроме того, - продолжила Дашину мысль Наташа, - не одинаково отношение героев к убийству и их поведение после преступления. Например, для Ореста убийство - спасение, просто механическое действие, направленное на защиту. Но для Электры оно выстраданное, и кажется, будто она с упоением входит в круг смертей.
- Да, интересный вывод. Наташа, а что ты можешь сказать о героях «Ипполита»? Я думаю, что поступок Федры не заслуживает оправдания, и ее месть любимому человеку - низость. Другое дело Ипполит - он изо всех сил старался не чернить в глазах отца страстно влюбленную в него Федру, перед смертью он прощает и ее, и незаслуженно наказавшего его родителя. Месть чужда ему.
- А я, - возразила Наташа, - не могу с тобой согласиться. Для меня Ипполит - жестокий, отрицающий любовь эгоист.
Так разговаривали Даша и Наташа. И, конечно же, по прочтении семи трагедий Еврипида, у них возникло еще много интересных мыслей, но написать их здесь они не смогли, ведь преподаватель предусмотрительно ограничил объем домашнего задания.