Оригинал взят у
devo4ka_e в
Бесконтрольные расходы или очередной бутафорский закон Сегодня ГосДума в 3-ем чтении должна рассмотреть законопроект о контроле за расходами чиновников (все официальные документы по нему на сайте ГосДумы:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=47244-6&02). Основной принцип был взят из 20 статьи Конвенции ООН против коррупции: расходы чиновника сопоставляются с его доходами и в случае значительного расхождения в пользу расходов, чиновник привлекается к ответственности, если не сможет доказать законность происхождения получившейся разницы.
Законопроект о контроле был внесен в ГосДуму Медведевым в апреле 2012 г. и сейчас его рассмотрение и принятие вышло на финальную прямую. Примут его или нет? Да скорее всего примут. Медведев станет еще довольнее и счастливее отправлять луки в инстраграмм, единой россии будет что приписать в свои заслуги на партийном сайте, а Первому каналу - рассказать в вечерних новостях. А еще примут потому что никакого значительного влияния на коррупцию, воровство и жульничество чиновников оно не окажет. И это уже сейчас понятно любому юристу, ознакомившемуся с его текстом. Это не закон, это решето, причем с крупными дырками, которое даже самых глупых чиновников вряд ли остановит.
Во-первых, расходами чиновников признаются только приобретенная ими недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции (кстати, это тоже ценные бумаги если что) и доли/паи в организациях. И все. Вклады и счета в банках, например, расходами не признаются, не учитываются и не сопоставляются с чиновничьими доходами.
Во-вторых, расходами считаются только приобретения самого чиновника, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. А как же совершеннолетние дети, братья, сестры, родители, не говоря уже о зятьях, деверях и прочих? Никак. Их расходы не учитываются. При этом, расходы считаются совокупно за 3 предшествующих года чиновника, супруга и несовершеннолетнего ребенка и сопоставляются с каждой отдельной сделкой, а не совокупным расходом этих лиц в том же периоде. Сведения о сделке должны предоставлять сами чиновники.
В-третьих, расходы учитываются и сопоставляются с доходами не автоматически, инициировать проверку и контроль за расходами могут только строго определенные лица: госорганы, органы местного самоуправления, руководители политических партий, общественная палата и общероссийские СМИ. Отдельный гражданин попросить провести проверку не может, даже если выявит нарушение. А выявить будет трудно, так как эти сведения согласно закону относятся к информации ограниченного доступа.
В-четвертых, решение о начале проверки и контроле выносит как правило руководитель органа, в котором работает чиновник при наличии достаточных данных. А потом еще и проводит какие-то беседы с ним после принятия решения о проверке (этот замечательный термин прям из закона):
(орфография законопроекта к 3-ему чтению сохранена)
В-пятых, только после проведения проверки материалы передаются в прокуратуру для привлечения лица к материальной (!) ответственности, то есть применения конфискации. В законе полно лазеек, позволяющие вообще не передавать такие материалы в прокуратуру, ответственности для руководителей госорганов, прикрывающих своих подчиненных, не установлено.
В-шестых, что касается самой ответственности, то предусмотрено два вида: если сведения о своих расходах чиновник предоставил изначально некорректные, то его увольняют. А если сами сведения корректные, но расходы чиновника превышают его доходы, то разница взыскивается в бюджет (конфискуется). То есть закон сам понуждает чиновников скрывать свои расходы, потому что в этом случае он лишится только своей должности, имущество же останется у него после увольнения в целости.
Есть еще в-седьмых, в-восьмых, в-девятых, в-десятых и в-пятидесятых. Законопроект написан отвратительно сложным языком и лазеек там больше, чем предписаний и положительного регулирования. Работать механизм контроля в автоматическом режиме не будет, а по отдельным случаям применения есть все возможности его безболезненно обходить.
Вот такой закон "о контроле" расходов. И только это все равно не ст. 20 Конвенции ООН, как ни крути. Там-то говорится об уголовной ответственности.
Статья 20
Конвенции ООН против Коррупции"Незаконное обогащение:
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать."