Бесконтрольные расходы или очередной бутафорский закон

Nov 26, 2012 01:26

Оригинал взят у devo4ka_e в Бесконтрольные расходы или очередной бутафорский закон


Сегодня ГосДума в 3-ем чтении должна рассмотреть законопроект о контроле за расходами чиновников (все официальные документы по нему на сайте ГосДумы: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=47244-6&02). Основной принцип был взят из 20 статьи Конвенции ООН против коррупции: расходы чиновника сопоставляются с его доходами и в случае значительного расхождения в пользу расходов, чиновник привлекается к ответственности, если не сможет доказать законность происхождения получившейся разницы.

Законопроект о контроле был внесен в ГосДуму Медведевым в апреле 2012 г. и сейчас его рассмотрение и принятие вышло на финальную прямую. Примут его или нет? Да скорее всего примут. Медведев станет еще довольнее и счастливее отправлять луки в инстраграмм, единой россии будет что приписать в свои заслуги на партийном сайте, а Первому каналу - рассказать в вечерних новостях. А еще примут потому что никакого значительного влияния на коррупцию, воровство и жульничество чиновников оно не окажет. И это уже сейчас понятно любому юристу, ознакомившемуся с его текстом. Это не закон, это решето, причем с крупными дырками, которое даже самых глупых чиновников вряд ли остановит.

Во-первых, расходами чиновников признаются только приобретенная ими недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, акции (кстати, это тоже ценные бумаги если что) и доли/паи в организациях. И все. Вклады и счета в банках, например, расходами не признаются, не учитываются и не сопоставляются с чиновничьими доходами.

Во-вторых, расходами считаются только приобретения самого чиновника, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. А как же совершеннолетние дети, братья, сестры, родители, не говоря уже о зятьях, деверях и прочих? Никак. Их расходы не учитываются. При этом, расходы считаются совокупно за 3 предшествующих года чиновника, супруга и несовершеннолетнего ребенка и сопоставляются с каждой отдельной сделкой, а не совокупным расходом этих лиц в том же периоде. Сведения о сделке должны предоставлять сами чиновники.

В-третьих, расходы учитываются и сопоставляются с доходами не автоматически, инициировать проверку и контроль за расходами могут только строго определенные лица: госорганы, органы местного самоуправления, руководители политических партий, общественная палата и общероссийские СМИ. Отдельный гражданин попросить провести проверку не может, даже если выявит нарушение. А выявить будет трудно, так как эти сведения согласно закону относятся к информации ограниченного доступа.

В-четвертых, решение о начале проверки и контроле выносит как правило руководитель органа, в котором работает чиновник при наличии достаточных данных. А потом еще и проводит какие-то беседы с ним после принятия решения о проверке (этот замечательный термин прям из закона):



(орфография законопроекта к 3-ему чтению сохранена)

В-пятых, только после проведения проверки материалы передаются в прокуратуру для привлечения лица к материальной (!) ответственности, то есть применения конфискации. В законе полно лазеек, позволяющие вообще не передавать такие материалы в прокуратуру, ответственности для руководителей госорганов, прикрывающих своих подчиненных, не установлено.

В-шестых, что касается самой ответственности, то предусмотрено два вида: если сведения о своих расходах чиновник предоставил изначально некорректные, то его увольняют. А если сами сведения корректные, но расходы чиновника превышают его доходы, то разница взыскивается в бюджет (конфискуется). То есть закон сам понуждает чиновников скрывать свои расходы, потому что в этом случае он лишится только своей должности, имущество же останется у него после увольнения в целости.

Есть еще в-седьмых, в-восьмых, в-девятых, в-десятых и в-пятидесятых. Законопроект написан отвратительно сложным языком и лазеек там больше, чем предписаний и положительного регулирования. Работать механизм контроля в автоматическом режиме не будет, а по отдельным случаям применения есть все возможности его безболезненно обходить.

Вот такой закон "о контроле" расходов. И только это все равно не ст. 20 Конвенции ООН, как ни крути. Там-то говорится об уголовной ответственности.

Статья 20 Конвенции ООН против Коррупции
"Незаконное обогащение:
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать."



путинские законы, коррупция, чиновники

Previous post Next post
Up