Солдатские матери на паперти

Nov 17, 2012 07:30




16 ноября 2012 года 13:26
Солдатские матери на паперти


Правозащитная организация может прекратить свою работу из-за долгов
Текст целиком >>>

Офис «Комитета солдатских матерей России» в Лучниковом переулке может закрыться. Об этом сегодня ночью написала на своей странице в «Фейсбуке» ответственный секретарь организации Валентина Мельникова. В обращении говорится: «Я прошу каждого, кто к нам обращался за помощью, за информацией, кто брал у нас примеры для статей, снимал телесюжеты в маленькой нашей комнатке, кто считает нашу работу необходимой для России - выручайте. Теперь помощь необходима солдатским матерям».

Организация имеет широкую известность в России. За долгие годы своей деятельности «Солдатские матери» оказывали всестороннюю юридическую помощь солдатам, пострадавшим во время службы, ветеранам боевых действий, призывникам и их родителям. Как говорит Валентина Мельникова, угроза закрытия организации возникла из-за коммунальных платежей.

- За аренду помещения мы задолжали с 2010 года 464 295 рублей Москомимуществу. Последние два года мы не имеем никакой финансовой поддержки. Ранее на текущие расходы мы получали определенные средства от зарубежных фондов. У нас никогда не было никакого штата, никто не получал никаких зарплат, все работали исключительно как волонтеры. На протяжении всех 23-х лет деятельности мы вкладывали свои личные средства в работу Комитета.

«СП»: - Сегодня многие некоммерческие организации жалуются на то, что им перестали помогать из-за границы после принятия закона об иностранных агентах. Но вас это коснулось раньше?

- На Западе потеряли интерес к нашей организации раньше. Это связано с тем, что вообще в мире ослаб интерес к России. Там не видят смысла поддерживать нашу деятельность, считая, что ситуация в нашей стране улучшилась. Я объективно смотрю на вещи и признаю, что в армии стало спокойнее. Сейчас уже нет той остроты, что была во время чеченских компаний. Разговаривая с представителями зарубежных фондов, я неоднократно слышала от них, что мне надо обращаться к бизнесменам на родине. «У вас в стране столько миллиардеров, а вы ищете поддержки у нас», - говорили мне. Но российские предприниматели, даже те, кто искренне сочувствует нам, боятся помогать. Они готовы тратить деньги на обустройство детских домов или помощь инвалидам, но открыто признаются, что давать деньги «Солдатским матерям» опасаются. Ссылаются на опыт одного российского бизнесмена, которого все мы знаем, - он помогал неправительственным организациям, а теперь сидит в тюрьме.

«СП»: - На помощь НПО государство выделяет немало средств, и с каждым годом эта сумма увеличивается. Как передавали СМИ, в этом году она составила почти 4 млрд рублей. Ваша организация пыталась получить какой-нибудь грант от государства?

- Мы много раз делали заявки на госпомощь и на федеральном уровне, и в регионах. Однако всегда получали отказ. Дело в том, что я не умею врать. Я не могу писать, что мы собираемся заниматься благотворительностью, если заниматься приходится совсем другой работой. Мы заставляем государство выполнять свои обязанности: обеспечивать нормальные условия для солдат, лечить заболевших. Это не нравится. Вообще, у нас в стране сложилась несколько абсурдная ситуация. Во многих цивилизованных странах с зарегистрированных общественных организаций не требуют платы за аренду помещения, крышу над головой они всегда имеют. Например, в Америке, даже в небольших городах, если организация признана общественно полезной, то ей в обязательном порядке оказывается поддержка. Мы не просим никаких денег или зарплат, нужна только комната и телефон.

«СП»: - Сложившаяся ситуация характерна только для отделения «Солдатских матерей» в Москве?

- К сожалению, для нас это глобальная проблема. Выселяют нижегородское областное отделение, выселяют волгоградскую организацию «Материнское право», уже потеряли помещение наши коллеги в Мурманске. Наши люди пытаются наладить отношения с региональными властями, но пока результата нет. Дело в том, что мы раздражаем государственную власть. При этом уже не имеем ореола «главного правозащитника», как то было во времена первой чеченской войны.

«СП»: - Каких социальных последствий можно ожидать, если необходимые деньги не будут найдены?

- Людям просто некуда будет обратиться. Сейчас только в столице к нам обращается порядка 8 тысяч человек в год. Приходит много писем, обращаются родители военнослужащих и сбежавшие из воинских частей. Мой мобильный телефон знает весь мир, его передают из рук в руки в воинских частях. Пока я не хочу думать о том, что будет, когда нас выселят. Надеюсь, что все-таки удастся расплатиться с долгом.

С 1989 года мы помогли почти полутора миллионам человек. К ним я и обращаюсь с призывом помочь нам в трудной ситуации. За несколько часов, прошедших с момента, как я опубликовала свое обращение, на «Яндекс-кошелек» пришло 3500 рублей. Кто дал 200 рублей, кто - 600. Сейчас я рассчитываю на содействие тех, кто приходил к нам, журналистов, которые с нами работали. Может, найдутся бизнесмены, которые не побоятся сделать электронный перевод. Хотя мы продолжим свою работу и без помещения: будем пользоваться мобильными телефонами.

Справка «СП»

Союз комитетов солдатских матерей России (до 1997 года - Комитет солдатских матерей России) - организация по защите прав военнослужащих, призывников и их семей. Деятельность организации началась в 1989 году, когда матери-студентов, призванных в армию после отмены отсрочки для учащихся в 1988-м, инициировали массовые митинги протеста. Результатом акций стало возвращение студентов за парты на год раньше окончания срока службы. Как общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России» был зарегистрирован в июне 1991 года. В декабре 1994 года Комитет выступил за немедленное прекращение войны в Чечне, а в январе 1995-го провел на Красной площади первый антивоенный

люди, армия, гражданское общество

Previous post Next post
Up